От сямисэна до комуза
Кто-то из великих заметил, что понимание начинается в тот момент, когда находишь друг в друге нечто общее. Установлению таких дружеских контактов как нельзя лучше способствует кыргызско-японский музыкальный фестиваль "Жазгы ыр десте!" ("Весенние мелодии"), который второй год подряд проводится в Бишкеке по инициативе Кыргызско-Японского центра человеческого развития.
- Фестиваль, который мы проводим в этом году, посвящен 15-летию установления дипломатических отношений между Кыргызстаном и Японией, - отметил директор центра Матихиро Хамано во вступительной речи, которую он произнес на кыргызском, японском и русском языках. - Японские граждане и наши бишкекские друзья вместе выйдут на сцену, чтобы познакомить присутствующих с культурами наших стран. Такие совместные выступления дают возможность лучше понять и почувствовать друг друга.
В том, что у наших народов много общего, могли убедиться все, кто пришел на концерт в Театр русской драмы им. Крупской. Например, зрители узнали, что японский музыкальный инструмент сямисэн и наш комуз - родня по прямой. Кстати, это родство отмечает и энциклопедический словарь, который объясняет, что комуз - это кыргызский трехструнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни, а сямисэн - японская трехструнная лютня.
Начался концерт с дроби японских барабанов тайко, которые популярны в Японии с XIV века. Древние японцы считали, что в тайко живет божество и подает им полезные советы и указания. Естественно, играть на этих барабанах могли только самые уважаемые и просветленные жители. С помощью барабанной дроби японцы передавали сигналы о надвигающейся опасности или общих работах, призывали дождь в засушливые сезоны, использовали для устрашения противника и вдохновления своих войск на битву. Кыргызстанцев с древним японским инструментом познакомила группа "Ооэдодайко", созданная при Кыргызско-Японском центре человеческого развития. Исполнители продемонстрировали не только красивый мощный звук барабанов, но и свою великолепную пластику и физическую подготовку.
Группа японских волонтеров познакомила зрителей с самым доступным музыкальным инструментом - человеческим телом. Оказывается, с помощью хлопков, притоптываний, прищелкиваний, цоканий можно создавать самые настоящие музыкальные композиции. Такая "музыка тела" очень популярна в Японии, вполне возможно, что теперь она будет популярна и в Кыргызстане.
Кроме того, на фестивале выступали и мэтры японского национального исполнительского искусства. Известные в Японии музыканты Мицуиси Томако и Тэцуя Фудзисаки продемонстрировали кыргызским меломанам игру на японском традиционном инструменте кото.
Особый интерес зрителей вызвала группа "Сахнагуль", исполняющая мелодии на комузе. Особенность этого квинтета в том, что только одна его участница - кыргызка, остальные девушки - японки. Причем понять, кто из них кто, зрителям так и не удалось, поскольку все исполнительницы, одетые в национальные костюмы, выглядели как коренные кыргызки. А когда на сцену вышли кыргызские юноши и девушки, чтобы сыграть на японских барабанах, зрители окончательно убедились, что кыргызы и японцы очень похожи.
Закончился концерт японской песней "Соран" под аккомпанемент тайко и комузов. Этот номер убедительно продемонстрировал, что слияние наших культур вполне возможно.
Наталья ТИМИРБАЕВА.
Фото Владимира ВОРОНИНА.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/18094/