Спасск — не спас
"Всем жертвам репрессий от Кыргызстана", - будет начертано на памятном камне, который встанет недалеко от Караганды.
Караганда была гибельным адресом на гигантской карте ГУЛАГа. Слово-безнадежность. Как Соловки, Колыма. Оно означало почти наверняка: впереди - муки, унижения, а возможно, небытие...
Сегодня в местности Спасск, километрах в 40 от города, мемориальный комплекс "Поле". На этом кладбище с 1937 по 1953 год хоронили замученных "врагов народа". И тех, кого черный рок забросил сюда во время второй мировой войны. Поэтому памятники, скромные, небольшие, вроде надмогильных, поставили здесь - не только своим гражданам, всем мученикам - Казахстан, Россия, Германия, Венгрия, Польша, Япония - 14 государств. Весной должен появиться пятнадцатый - камень-реквием от нашей страны.
А началось все с недавней поездки председателя Союза архитекторов Кыргызстана Эсенжана Бекташева в Астану. Там гостя познакомили с соотечественником, уроженцем Прииссыккулья Шавкатом Исмаиловым. Восемь лет назад тот обосновался в Казахстане и широко развернул свое дело: его камнеобрабатывающий цех одевает в гранит и мрамор здания, мосты, площади новой столицы соседнего государства.
- Он нам показывал сюжет, который прошел по новостям на казахском ТВ, - Назарбаев представляет кыргызстанца президенту Бакиеву: вот ваш парень, он помогает казахам строиться, - рассказывает Эсенжан Бекташев.
Новоиспеченный житель Астаны не забыл свои корни: на новой родине Исмаилов возглавляет кыргызскую диаспору. Он и предложил Кыргызстану установить памятный камень на спасском "Поле". Толкнулся к госсекретарю, в госорганы.
- Но государству нашему не до того, это всем ясно. Тогда земляк обратился к нам, в Союз архитекторов, и в журнал "Замандаш", - продолжает Эсенжан Бекташевич. - Вместе с журналом и диаспорой кыргызов в Астане мы объявили конкурс среди здешних скульпторов и зодчих. Поступило девять проектов. Мы выбрали "Коз-Таш" - черный "Камень "Око" - работу Акмата Алсеитова.
Чье это скорбное око? Самих жертв, увидевших лицо смерти? Или их близких, которые до конца дней своих оплакивают утрату любимых людей?
- Есть здесь находки, - считает Э. Бекташев. - Решение очень простое. И в то же время идея оригинальная. Единственное наше замечание - надпись сделать не на "Оке", а на постаменте.
Исмаилов приезжал в Бишкек, был в составе жюри. Ему уже передали чертежи.
"На "Поле" жертв безвинно репрессированных покоится отец Мара Байджиева", - сообщил председатель творческого Союза. "Там же и мой дед. Он был арестован в тридцать седьмом", - застенчиво сказал и молодой зодчий из группы автора "Ока" А. Алсеитова. А сколько тех, чьих имен мы не знаем?
Ожидается, что памятник будет установлен в мае.
Зоя ИСМАТУЛИНА.
Фото предоставлено Союзом архитекторов КР.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/18093/