Нынешний бюджет бьет все рекорды по расходам
Вот уже два дня депутаты Жогорку Кенеша все время уделяют только бюджету. Его второе чтение проходило так же бурно, как и первое. Десятки вопросов, десятки выступлений, десятки реплик и замечаний с мест. Четыре часа под прицелом депутатов находился министр финансов Акылбек Жапаров, сохраняя невозмутимость и спокойствие. Только ради того, чтобы бюджет был принят.
Народные избранники наконец–то осознали, что тянуть дальше некуда: на дворе апрель. Давненько главный финансовый документ страны так не задерживался в парламенте. Прошли все мыслимые и немыслимые сроки, и если его не принять до 11 апреля, когда оппозиция собирается вывести людей на майдан, то неизвестно, каких доходов ждать, с какими расходами жить. Поэтому в минувшие среду и четверг депутаты с премьер–министром Алмазбеком Атамбаевым и главой Минфина Акылбеком Жапаровым тщательно “подбивали бабки”, словно намеревались поставить точку и обойтись без третьего чтения.
Параметры бюджета СМИ озвучивали не раз. И надо заметить, они каждый раз довольно ощутимо менялись. Итак, последние основные экономические показатели таковы: общий объем доходов госбюджета — более 31 млрд. сомов и расходная часть — свыше 35 млрд. Экономический рост прогнозируется 5 процентов, объем ВВП перевалит за 122 млрд. сомов. Дефицит бюджета составит порядка 4 млрд.
— Мы учли все ваши замечания и предложения, вы это заметите в доходной части бюджета, — докладывал Жапаров. — Изыскали дополнительно 3 млрд. сомов, чтобы повысить заработную плату на 30 процентов работникам ГУИН, правоохранительных органов. На выплату жителям высокогорья нашли 360 миллионов сомов, еще 350 миллионов выделяем на проведение саммита ШОС, дополнительные средства необходимы для компенсации уязвимым слоям населения, которым не под силу новые тарифы на природный газ. Еще 170 миллионов сомов мы планируем направить в регионы, пострадавшие от землетрясения.
По словам министра, за два последних года расходная часть бюджета увеличилась на 16 млрд. сомов, или почти на 90 процентов. В 2005 году она равнялась 18 миллиардам, а на этот год министерство просило утвердить 35 миллиардов. Увеличивающийся из года в год дефицит — “заслуга” не только правительства, но и Жогорку Кенеша, который вносит свои коррективы в проект бюджета.
Озвучивая этот достаточно тревожный факт, Жапаров был внешне невозмутим, видимо зная, что для парламентариев такой анализ мало что значит. Зато не смог скрыть удивления и сдерживаемого раздражения Алмазбек Атамбаев, который, когда ему дали слово, заметил, что нынешний бюджет рассматривается уже третьим по счету премьер–министром. Начинали обсуждать при Феликсе Кулове, продолжили при Азиме Исабекове, и вот теперь ему, Атамбаеву, приходится завершать этот марафон.
Как бизнесмен, находящийся в ладу с цифрами, привыкший сводить дебет с кредитом, он высказал недоумение тем, что вся страна живет не по средствам.
— Рост ВВП в минувшем году составил всего 2,7 процента, зато расходов — 30 процентов. И в течение пятнадцати лет продолжается такая тенденция, — говорил А. Атамбаев. — Как можно так жить? Мы тратим гораздо больше, чем зарабатываем. Когда же начнем копить? Как страна будет развиваться, если только и делает, что все проедает, что зарабатывает?
Премьер затронул весьма непопулярную тему, ведь жить по средствам, как правило, нас учит только такой нужный и одновременно нелюбимый МВФ. А тут и Атамбаев заговорил так же.
Он еще раз напомнил, что для покрытия 4 миллиардов дефицита бюджета правительство вынуждено будет искать заемные средства, более льготные кредиты. Вопрос: кто их нам даст после того, как мы добровольно отказались вступать в ХИПИК? Только для выплаты процентов по кредитам необходимо 1,5 млрд. сомов. Атамбаев напомнил, что рачительный хозяин будет голодать, но ни ведра семенной картошки не использует для еды.
Выплеснув все это в зал, глава правительства под предлогом срочной работы покинул парламент. Какое–то время царило молчание. Но уже через минуту дебаты пошли по накатанному руслу. Депутаты с мест пытали Жапарова, почему не выделил два миллиона сомов на ремонт школы, где–то рушится мост. Деньги нужны для строительства домов, больниц, латания дорог и крыш, реконструкции очистных сооружений в курортной зоне Иссык–Куля, на зарплату учителям, дополнительную пару сапог защитникам Родины и даже на строительство придорожных туалетов, которые давно компрометируют республику перед всем туристическим миром.
Не отказывая, но и не обнадеживая, чтобы не разозлить депутатов, на все просьбы, требования, предложения министр финансов заученно отвечал: “Хорошо, мы рассмотрим этот вопрос”. Или: “постараемся изыскать средства. Но это с большим успехом могут теперь сделать органы местного самоуправления, которым даны большие полномочия и финансы”. Но чаще всего он повторял одну фразу: “Поддержим в пределах возможности бюджета”.
Наконец Камчибек Ташиев догадался спросить министра: а осилит ли правительство такой бюджет?
— План в первом квартале по пополнению доходов выполнен на 101,2 процента, — успокоил его Жапаров. — Если в стране сохранится политическая стабильность, все структуры и предприятия будут работать в нормальном режиме, то мы бюджет исполним.
Лариса ЛИ.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/18011/