Когда дойдет до финансов, кончатся романсы
В 2007–й год Кыргызстан вступил без утверждения финансовой библии страны. До сих пор депутаты даже не приступали к рассмотрению Закона “О бюджете”.
Но теперь, когда правительство сформировано, думается, парламент начнет обсуждать главный финансовый документ страны.
Доходы государственного бюджета, по предварительным данным, составят 25727, 5 млн. сомов, или 21 процент ВВП. Из них налоговые поступления — 20521,0 млн. сомов и неналоговые — 4173,7 млн. сомов. По сравнению с прошедшим годом доходы увеличатся почти на 3 млрд. сомов. Основными источниками пополнения бюджета будут налоги. Правительство, как всегда, делает ставку на сборы НДС, которые вырастут на 1,6 млрд. сомов по сравнению с предыдущим годом и составят 9814,4 млн. сомов. Это 8 процентов к ВВП. Не так значительно, но все же увеличатся и поступления от подоходного налога, акцизов, налога за пользование автодорогами и т.д. Доля таможенных платежей возрастет почти на 800 млн. сомов.
Это то, что еще предстоит заработать. А вот как правительство собирается распорядиться доходами. Расходы республиканского бюджета с учетом внешнего ПГИ прогнозируются в размере 28817,7 млн. сомов — это более чем на 3 млрд. сомов больше, чем в 2006 году. Из них одна треть пойдет на финансирование государственных служб общего назначения.
На финансово–налоговую бюджетную деятельность пока выделяется около 425 млн. сомов, внешнеполитическую — 499,5 млн., судебные органы и прокуратуру — 277,5 и 112,3 млн. сомов, на обслуживание внешнего долга — 2092,3 млн. сомов и т.д.
Если брать отдельно по разделам, то доходы поделены следующим образом: больше всего средств предусмотрено в бюджете на решение экономических вопросов — 4413,6 млн. сомов, примерно на 800 млн. больше, чем в прошедшем году, затем идет здравоохранение — 2781,6 млн. На 20 млн. сомов меньше этого выделяется на поддержание общественного порядка. Образование получит 2437,4 млн., социальная защита — 3653, 1 млн., оборона — 1008,1 млн. сомов.
И, как всегда, меньше всего на отдых и культуру — 473,3 млн. сомов и окружающую среду — 199,1 млн. сомов. Все эти цифры превышают прошлогодние, но вовсе не означают, что этих средств будет достаточно для поддержания на должном уровне театров и библиотек, содержания школ и ФАПов, помощи малообеспеченным семьям, защиты природы.
Как видим, львиную долю доходов съедает государственный аппарат. По данным Министерства экономики и финансов, государственных служащих в стране насчитывается почти 47 тысяч, и эта армия чиновников, несмотря на реструктуризацию, оптимизацию, реформирование государственного управления, на что идут немалые грантовые средства доноров, растет и ширится из года в год.
Уже сегодня ясно, что этот бюджет, представленный, как пробный шар, на общественные слушания, будет корректироваться в ходе обсуждения в Жогорку Кенеше. Во–первых, правительство представит новую структуру, во–вторых, уже сейчас ряд депутатов высказываются за то, чтобы в бюджете были учтены средства на восстановление сел Кочкорского района, где произошло землетрясение. В–третьих, депутаты обязательно будут лоббировать интересы своих округов, чтобы лишний раз показать избирателям, что не зря им доверили мандаты.
Известно, что раздел бюджетного пирога гораздо интереснее для участников процесса, чем решение задачи о доходах — о том, из чего этот самый пирог испечь. Но, учитывая дефицит времени, сегодня гораздо актуальнее, чтобы эти споры и торги наконец–то начались в стенах парламента, а не затянулись до весны. Такой печальный прецедент был. И он дорого обошелся стране. Уж лучше таких экспериментов не повторять.
Лариса ЛИ.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/17209/