По каким правилам играть?
Под занавес 2006 года Жогорку Кенеш подготовил проект закона КР “О лотереях”, который, по замыслу разработчиков, направлен “на упорядочение и усиление контроля над проведением лотерей в Кыргызской Республике”.
Конечно, можно только приветствовать инициативу депутатов, поскольку в настоящее время лотерейная деятельность регулируется лишь правительственным положением. В нашей стране отсутствует цивилизованная система контроля, а участие государства в лотерейной деятельности сводится к выдаче разрешений на право проведения лотереи. А ведь за рубежом давно используют вечную тягу человека к игре в социальных целях. В развитых странах лотерея — это дополнительный источник финансирования различных общественно значимых программ. Способен ли наш законопроект стать импульсом к возрождению отечественной лотереи? Юристы компании ACA consulting, проводившие анализ данного законопроекта, считают, что он содержит массу недочетов.
Во–первых, законопроект сохранил получение разрешения на право проведения лотереи. Однако что именно должны получать организаторы лотереи в Госфиннадзоре? Ведь отечественной правовой системе известен лишь один разрешительный механизм — лицензирование. При этом в законе сказано, что лицензированию подлежат лишь те виды деятельности, которые в нем перечислены, но упоминания о лотерейной деятельности там нет.
Другой пример. Организаторы лотереи должны будут платить за право осуществления лотерейной деятельности 10 процентов от дохода лотереи, что является неналоговым платежом. Но данный вид платы не предусмотрен законом о неналоговых платежах. Скажем больше, требование о плате за право осуществления лотерейной деятельности является не только незаконным, но и антиконституционным, поскольку, согласно статье 22 Конституции, каждый обязан платить только те налоги и сборы, которые предусмотрены законом. Разработчики не обосновали и увеличение платы за право осуществления лотерейной деятельности с существующих 7 до 10 процентов. Но ведь реформа не может сводиться к увеличению платы без улучшения механизмов регулирования лотерейной деятельности и государственной поддержки.
В законопроекте оговаривается административная ответственность за нарушение законодательства, регулирующего проведение лотереи. Вместе с тем Кодексом об административной ответственности санкций за такого рода действия не предусмотрено, что, к сожалению, не учли разработчики законопроекта.
Нужно отметить, что все перечисленные огрехи присутствуют и в действующем Положении о лотерейной деятельности, утвержденном правительством. Более того, говоря о необходимости разработки и принятия закона, разработчики указывали на необходимость создания стимулов для развития лотереи, что позволит вывести значительные средства из теневого оборота и уменьшить негативные последствия от бесконтрольного проведения лотерей. Но в представленном законопроекте никаких изменений по сравнению с ныне действующими нормативными актами по данному вопросу не прослеживается. Это же относится и к вопросам контроля над соблюдением условий действия разрешения на право проведения лотереи. По утверждению разработчиков, предложена система мер, позволяющая обеспечить необходимый контроль со стороны уполномоченного государственного органа. Вместе с тем законопроект не содержит на этот счет ничего нового.
Возникает вопрос: если законопроект не устраняет существующих противоречий в лотерейной деятельности, не предлагает новых механизмов ее регулирования, не содержит стимулов для ее дальнейшего развития, то в чем практическая целесообразность его принятия?
Варвара КУЗНЕЦОВА.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/17081/