Повторно мил не будешь или варианты возможны?
Сегодня парламент намерен еще раз, по второму кругу, рассмотреть вопрос об утверждении Феликса Кулова на посту премьера, то есть можно депутатам или нельзя лишать экс–главу кабинета министров приставки и.о. Комитет, который возглавляет Исхак Масалиев, постановил: Курманбек Бакиев повторно не может представлять Кулова на высокое кресло — это противоречит Конституции. Что касается самого президента, то он остается верен своему слову: будет предлагать “железного Феликса” до тех пор, пока кандидатуру не одобрят депутаты. Однако против Основного закона ничего не попишешь.
А вот нардепы могут расслабиться: по новейшей Конституции, даже при учете всех переходных норм и не урегулированных доселе положений, президент не имеет полномочий распустить ЖК, даже если там три раза не примут желанного “БД” главу кабинета министров.
Но все–таки почему Кулов не прошел? Лишь наивные полагают, что Феликса Шаршенбаевича прокатила оппозиция. Как раз таки радикалы–реформаторы дружно проголосовали за. Идти на открытую конфронтацию с седьмым этажом им несподручно. Зачем? Так можно на себя и роспуск накликать. Да и потом, как гласит мудрое изречение, нельзя дважды войти в одну и ту же воду. Ноябрьская смута больше не повторится, по крайней мере с нынешним станом оппонентов. Нужна свежая кровь, харизматическая личность.
“Железный Феликс” мог бы возглавить оппозицию, но тогда, в те памятные дни, он не стал примерять на себя мантию предателя, не оставил коллегу по тандему Курманбека Бакиева и не переметнулся на сторону противников, за что и был помянут всуе вчерашними соратниками, ныне лидерами движения “За реформы!”.
Именно благодаря Кулову и назначенному в те мятежные дни на пост министра ВД Омурбеку Суваналиеву 7 ноября не произошло массового побоища у стен парламента, которому в немалой степени способствовал небезызвестный глашатай О. Бабанов, ныне пребывающий в покорном смирении.
Между тем Феликс Кулов и его министры оставили в декабре свои портфели, ибо работать с неуправляемым и неадекватным парламентом стало просто невозможно.
С уходом правительства повис в воздухе госбюджет, вопрос с ХИПИК и, что весьма важно, подготовка к ШОС. Известно, что встреча глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества должна состояться в Бишкеке уже в июне.
Однако в казне даже не предусмотрена статья расходов на проведение сего значимого мероприятия.
Не говоря уже о политическом имидже самого президента. Если их тандем с Куловым как единственный на сегодня гарант стабильности рухнет, то страна погрузится в пучину политического и экономического хаоса и на международной арене Кыргызстан сыщет себе славу этакого пугала для экономически развитых и политически весомых государств.
А сам Курманбек Бакиев превратится в малодушного человека, не умеющего держать слово. Менять по сто раз на дню свое решение — прерогатива капризных барышень, но никак не президента страны.
Оппозиция уж постарается, чтобы обеспечить гаранту Конституции подобный имидж, не без помощи ближайшего окружения Бакиева, надо отметить. Но, опять же, это только в том случае, если хозяин “Белого дома” и иже с ним отрекутся от Кулова.
Сейчас в этом направлении активно “работает” пропрезидентское окружение. Оно же лоббирует подобные замыслы и среди депутатов, известных своей лояльностью к “БД” и, в частности, к президенту.
Естественно, у этого спектакля имеется свой режиссер — опытный и ловкий. Имя его звучит постоянно как в узких кругах политбомонда, так и на светских раутах, и, конечно же, в бизнес–кругах.
Между тем ситуация, возникшая в парламенте, более напоминает игру мускулами и демонстрацию пустых политических амбиций, нежели продуктивную работу.
— Парламент в Кыргызстане представляет собой политический нонсенс, — заявил Аркадий Дубнов, известный российский эксперт по странам ЦАР, политический обозреватель газеты “Время новостей”, в интервью одному из столичных информационных агентств. — Депутаты, которые голосуют в течение короткого периода с точностью до наоборот по одному и тому же вопросу… у меня просто слов нет. То они требуют отставки тандема, президента, премьера, принять Конституцию, которую затем с легкостью отдают на растерзание, потом принимают прямо противоположное решение… Парламент занят лишь вопросом собственного выживания, у меня такое сложилось впечатление.
Словом, опять ЖК превратился в камень преткновения всех политических сил. Это и неудивительно. Сейчас все взоры обращены к “Желтому дому”. Опять же, после третьего захода, если кандидатуру Кулова отклонят, иначе говоря, презлым заплатят за предобрейшее, президент, конечно, может еще раз предложить “железного Феликса”, только вряд ли на это пойдет сам нынешний и.о. премьер–министра.
Подобного “полоскания” своей персоны Кулов не допустит. Он не раз сам повторял, что “не пацан и не мальчик для битья”. Следовательно, можно ожидать, что после третьего выхода Феликс Шаршенбаевич присоединится к оппозиции, тогда сей славный стан обретет небывалую мощь и хрупкий мир президента Бакиева будет снесен.
Пока что сама оппозиция, с которой так старательно борются вассалы главы государства, по сути, представляет собой разрозненное королевство после бегства короля, а непримиримая война, которую объявили ей белодомовские чиновники вкупе с седьмым этажом, больше напоминает бой с ветряными мельницами. Ибо нет в нашей стране того института, который в цивилизованном мире именуется оппозицией. Объединение олигархов, радеющих за свой бизнес и непостоянных, как погода в апреле, политиков, меняющих свое настроение в зависимости от барышей, никак нельзя назвать оппозицией.
Они только тогда обретут силу, когда у них появится лидер, за которым тянется шлейфом красивая легенда, сдобренная такими эпитетами, как мученик, опальный политик и узник совести.
— Сейчас у оппозиции нет организационного ресурса, — заявил политолог Андрей Грозин в своем интервью РИА “Новости”, — да и время года, для того чтобы устраивать массовые гулянья, неподходящее. Пока что руководство Кыргызстана ведет активную работу по разъединению оппозиции, по недопущению ее консолидации и объединения в единый кулак. Правда, не в том ключе.
Учить нынешних политтехнологов, как следует вести “подрывную деятельность” в тылу врага, Грозин не стал. Сейчас, опять же, по его мнению, пропрезидентское окружение оказывает своему патрону медвежью услугу, пытаясь отстранить Кулова от рычагов власти.
— Если Бакиев попробует сконцентрировать все в своих руках, это может привести к серьезным последствиям, — считает политолог. — Относительная стабильность в стране держалась лишь за счет тандема, построенного прежде всего на межклановом и межрегиональном компромиссе: Бакиев — южанин, Кулов — северянин, но сейчас этот компромисс закончился.
— Я думаю, что Курманбек Бакиев и Феликс Кулов настроены на продолжение совместной работы, — подчеркивает, в свою очередь, независимый эксперт Нур Омаров. — Президент видит своего коллегу по тандему именно в качестве премьер–министра.
Хотелось бы верить. Вот только прислушается ли президент к голосу мудрости и разума, не затмится ли сей глас воплем царедворцев и интриганов, окружающих его?
Так или иначе, но разрушить сейчас тандем равносильно политическому и экономическому самоубийству Кыргызстана как государства в целом и заодно безвременной политической кончине самого Курманбека Салиевича как президента независимой страны, претендующей называться демократической.
Дарья МАЛЕВАНАЯ.
Фото Владимира ПИРОГОВА.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/16993/