Незаменимых правительств нет. Вот только их частая смена дорого обходится обществу
Минувший год был богат на негативные события во внутриполитической жизни Кыргызстана. И все же к числу наиболее неприятных неожиданностей я бы отнес, наряду с буффонадным утверждением новой редакции Конституции, добровольную отставку правительства. И вовсе не потому, что считаю его наиболее сильным в истории суверенного Кыргызстана, а исходя из того, чем был вызван столь радикальный шаг кабинета министров.
Понимаю, что места в правительстве не забронированы навечно ни для кого и периодическая смена его — дело, в общем–то, вполне нормальное и даже неизбежное. Жаль только, что в нашей стране кадровые перемены на вершине власти происходят неоправданно часто, как правило, неожиданно и оказывают, по большей части, негативное влияние на ситуацию в обществе.
За 15 лет независимости в стране сменилось порядка десяти правительств. Одним из самых “долгоиграющих” оказался кабинет Николая Танаева. Однако пробыв почти три года у кормила исполнительной власти, он так и не разработал ни одной мало–мальски вразумительной программы.
Правительств в суверенном Кыргызстане было много. К сожалению, не было ни одного по–настоящему правительства реформ. Ни одно не взяло на себя смелость вырваться из наезженной колеи рутинного управления хозяйством. Возьмем самое простое. Все правительства берут на себя функции управления бюджетными средствами. Но ни одно даже не пыталось внедрить ответственность за бюджетные результаты. И мало кого тревожит при этом, что Счетная палата из года в год констатирует одни и те же прегрешения министерств и ведомств в использовании бюджетных средств. А ведь в манипуляциях с деньгами главное не то, как их израсходовать, а что получить в результате.
Думается, если перенести акценты на управление результатами при использовании финансов, можно серьезно изменить роль бюджета в проведении социально–экономической политики.
Одним из результатов косного управления стало то, что менее чем за 12 лет независимости страна влезла в огромные, просто непосильные для экономики долги, но так и не смогла накопить потенциал, который можно было бы преобразовать в энергию развития.
Если присмотреться к развитым странам, несложно заметить, что их благополучие и процветание базируются на строго выверенной системе сдержек и противовесов, сочетании административных и рыночных мер в управлении экономикой, балансе интересов ветвей власти и сторон (работодателя и работника, человека и общества, общества и государства). Тогда как пробелы права создают условия для произвола. Плохие законы, часто и бестолково меняющаяся Конституция приводят к тому, что повседневная жизнь идет вразнос, политика подменяется политиканством.
Вот и у нас неожиданная отставка правительства явилась следствием гротескного принятия недоработанной Конституции.
Сегодня Кыргызстану как никогда нужны строгие императивы права и четкие критерии в политике. Размышляя над тем, что происходит у нас в республике, поневоле вспоминаю, как при утверждении Михаила Фрадкова в должности главы правительства России вице–спикер Госдумы Олег Морозов в напутственном обращении говорил: “Мы с правительством на одном корабле и вправе надеяться на совместную прокладку курса”.
Почему же такое вот понимание принадлежности к команде одного корабля не просматривается в действиях наших парламентариев? Более того, у некоторых из них совершенно очевидно маниакальное стремление к конфронтации с правительством.
Повторяю, быть может, нынешнее правительство не самое лучшее в 15–летней истории Кыргызстана. Но каким бы оно ни было, нельзя превращать кабинет министров в сборище мальчиков для битья. Правительство не должно работать в пожарном порядке. Почему часть депутатского корпуса изначально поставило его в положение противной стороны, стало выдвигать абсурдные с точки зрения здравого смысла требования, вытаскивать на ковер премьер–министра и отдельных членов кабинета, бесконечно шантажируя их то требованиями отставки отдельных министров, то грядущим сведением счетов в ходе предстоящего отчета правительства? Это что, по мнению парламентариев, конструктивный и деловой подход к решению острейших проблем государства?
И это в то время, когда сами депутаты ЖК работают из рук вон плохо. Месяцами откровенно валяют ваньку, злостно прогуливают, занимаются внутренними склоками и интригами, не стесняясь наведенных на них телекамер, а потом порют горячку, принимают такую Конституцию, что вызывают смех всего честного мира.
Ладно сами депутаты бездарно теряют время в пустопорожних разговорах и бесплодных дебатах, так хотят сделать соучастниками этого будущих членов нового правительства, пытаясь обязать их присутствовать на заседаниях комитетов и комиссий, парламентских слушаний. Думаю, президент должен решительно встать на защиту исполнительной власти, оградить ее от непомерных притязаний депутатов на то, чтобы таким вот образом парализовать работу министерств и ведомств.
Наблюдая за настроениями сограждан, прихожу к мысли, что общество устало ждать от легитимной власти, и в первую очередь от президента, конкретных и вразумительных действий. Не принадлежу к тем, кто готов был излишне драматизировать события 2–8 ноября 2006 года, и не думаю, как некоторые, что в те дни Кыргызстан находился в нескольких шагах от гражданской войны. Но, как и многие, я отчетливо видел, как отдельные депутаты ЖК откровенно выступали в роли провокаторов и подстрекателей, пытаясь столкнуть противостоящие массы “митинговщиков” и “антимитинговщиков” друг с другом. Власть же не только не предприняла адекватных ситуации действий, но даже не выступила с твердым и решительным заявлением.
Сознаю всю пагубность безграничного авторитаризма власти, знаю, к чему может привести правление жесткой рукой в ежовой рукавице. Но и вакуум власти, ее отсутствие или бессилие — тоже не подарок и не великая радость.
Не берусь гадать, кто возглавит новый кабинет министров и какие персоналии займут ключевые посты в министерствах и ведомствах. Знаю лишь, что кто бы ни пришел, надеяться на скорые и заметные успехи в продвижении реформ бессмысленно. К непомерным долгам, порушенной промышленности, большому отрицательному сальдо во внешней торговле и прочим негативам следует добавить и беспрецедентный дефицит профессиональных кадров. И не только кадров управленческого звена всех уровней, но и простых рабочих разных специальностей.
Пусть это не покажется кому–то обидным, но я не представляю, как можно строить правовое демократическое общество с национальной элитой такого низкого качества, как у нас. Тотальная коррупция, целиком поразившая общество, — отражение морального разложения нашей элиты.
Не знаю, кто станет очередным премьер–министром Кыргызстана. Но желательно, чтобы он искренне разделял позицию главы правительства России Михаила Фрадкова, который при вступлении в должность говорил: “Просто надо любить свою страну, свой народ, ценить ее ресурсы, которыми располагаем, и все делать вместе для того, чтобы максимально эффективно в интересах страны и людей использовать”. А ключевыми моментами своей позиции он назвал честность и справедливость во всем.
Незаменимых правительств, как и политиков, нет и быть не должно. Мировой да и наш собственный опыт подсказывает, что заменить можно любого министра, премьер–министра и даже президента. Вот только у одних эта замена ведет к подъему экономики, росту уровня жизни граждан, а у других усугубляет затянувшийся кризис и провоцирует хаос и безвластие в стране.
Что ожидает Кыргызстан с приходом нового премьера и кабинета министров, покажет недалекое будущее.
Вячеслав ТИМИРБАЕВ.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/16903/