Отдых в Кыргызстане все привлекательнее
В секторе услуг туризм занимает особое место. Это своего рода локомотив, который тащит за собой все остальные сопутствующие ему сферы — развитие дорог, улучшение качества питания и проживания гостей, транспортное обслуживание, доступ к связи и т.д. Путешественник, впервые приезжающий в страну, на все это обращает внимание. В таком “человеческом” бизнесе, как туризм, любая деталь может испортить общее впечатление.
Исследования рынка туризма в Кыргызстане, проведенные “Маркетинг Сервис бюро”, выявили главные проблемы, мешающие полноценному отдыху. Опрос более чем двух тысяч зарубежных и отечественных туристов, проведенный во всех регионах республики по заказу Ассоциации “Кыргыз туризм” и Программы BAS EBPP, еще раз подтвердил, что людям не нравится, когда приходится ездить в чужой стране по плохим дорогам, когда тебя плохо и неумело встречают и нехотя выполняют твои просьбы, когда приходится проходить сложные таможенные процедуры и т.д.
В целом в 2006 году наблюдалось увеличение затрат на отдых, при этом респонденты из стран СНГ отмечали рост качества услуг в местах основного проживания туристов. На отлично оценили услуги 33,6 процента отдыхающих — это почти на 20 процентов больше, чем в 2002–2004 годах. Прогресс произошел за счет того, что были модернизированы некоторые здравницы, да и частный сектор успел обзавестись благоустроенными гостиницами.
Что еще показал опрос? внутренние туристы также становятся все взыскательнее и требовательнее к качеству обслуживания. А зарубежные гости в этом плане вообще сдержанны. Но в целом есть прогресс, о чем говорит и увеличение количества туристов, изъявивших желание еще раз приехать на отдых в Кыргызстан, — на 10–15 процентов.
Худо–бедно, но количество проблем снижается, однако, если с ними человек все же сталкивался, то его реакция была более резкой и негативной. Это относится к таможенным процедурам, поборам на дорогах, антисанитарии в местах общественного пользования, плохим дорогам. И, как отмечают эксперты, довольно пассивно в решении данных проблем ведут себя государственные органы в отличие от сообщества туроператоров, которые постоянно заботились о развитии бизнеса, продвигали на рынок новые продукты и услуги.
По мнению руководителя бюро Рафика Шайхутдинова, побережье Иссык–Куля могло бы принять большее число отдыхающих, однако те здравницы, гостиницы и пансионаты, что есть, не в силах разместить всех желающих. А строительство новых ведется не так быстро, как растет поток туристов. К тому же все очевиднее становится дисбаланс цен на проживание и услуги: в дорогих отелях запрашивают за сутки проживания до 150 долларов, в средненьких — от 15 долларов и выше. Но и такие цены недоступны для студентов и школьников. Детских мест отдыха на Иссык–Куле осталось единицы, в то время как в других странах, наоборот, туристические лагеря становятся все популярнее.
На основе анализа соцопроса эксперты разработали рекомендации. Так, правительству предлагается принять программу экономических мер по стимулированию строительства туристических объектов, продумать ценовую политику, упростить таможенные процедуры, улучшить информационное обслуживание и т.д.
Эти проблемы необходимо решать, иначе Кыргызстан со всеми своими красотами останется на задворках туристического рая.
Лариса ЛИ.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/16815/