ХИПИК, или Пусть за долги ответят правительство и военные
При проведении социологического опроса у россиян спросили, какое событие в экономической жизни страны в ушедшем году они считают самым заметным? Большинство ответило: путинский указ о материнском капитале. Если бы такой вопрос задали кыргызстанцам, безошибочно можно сказать, что бы мы услышали. Ну конечно же: дискуссии вокруг инициативы HIPC! Какие могут быть сомнения?
Эта тема из экономической плоскости перешла в политическую. У правительства появились не столько серьезные оппоненты, сколько агрессивные. Молодежные организации, правозащитники, вооружившись плакатами и ячейками яиц, несколько дней атаковали офисы Всемирного банка, Нацбанка, Министерства экономики и финансов. У кыргызстанцев своя гордость, и, как заявила один из дирижеров антиХИПИКовс- кого оркестра Азиза Абдрасулова, “ни за какие деньги плясать перед донорами мы не будем”. Ей дружно вторит студенческая массовка: “Мы не Африка и не Латинская Америка!”.
Интересно, откуда у молодых людей, не видевших мир, такое шовинистическое представление о других странах и народах. Наверное, кто–то до сих пор помнит милый советский мультик “Чунга–Чанга”, где по острову бегают забавные туземцы, растут пальмы и не видно рядом ни школ, ни библиотек, ни университетов. Глупо спорить, что Кыргызстан — это не Боливия, но это вовсе не означает, что мы богаче боливийцев или угандийцев.
Внешний долг, который сделал сегодня каждого гражданина Кыргызской Республики, включая новорожденных, задолжником перед многосторонними и двусторонними кредиторами, накапливался в течение десяти лет. Правительства Акаева заимствовали деньги где могли, при этом до 2000 года никто толком не знал, сколько кредитов, по каким линиям, на каких условиях берет республика. Ревизию всех договоров и соглашений стали делать тогда, когда замаячили сроки выплат по основной сумме долгов, не говоря уже о процентах.
Наша газета еще шесть лет назад довольно много писала о пагубной практике заимствования денег западных налогоплательщиков под гарантии правительства, предупреждая, что время “Ч” все равно придет, а платить нам будет нечем. Тогда, замечу, НПО, которых в Кыргызстане насчитывалось около трех тысяч, волновали совершенно другие проблемы, а молодежь вообще была пассивна и инертна, не то что экономикой и политикой не интересовалась.
И вот наступил час расплаты. В 2007 году Кыргызстан должен будет выплатить кредиторам свыше 70 млн. долларов, в последующие годы эта цифра все время будет расти и достигнет 100 млн. долларов. Но это при условии, что мы аккуратно из года в год выплачиваем всю сумму, не дожидаясь пеней и штрафных санкций. За всю историю суверенного Кыргызстана мы более 52 млн. долларов не платили. И то на этот подвиг страну подбило то, что под угрозой были бы переговоры по реструктуризации внешнего долга в Парижском клубе.
Министр экономики и финансов Акылбек Жапаров и председатель правления Нацбанка Марат Алапаев не раз говорили, что в принципе мы могли бы обслуживать внешний долг, не входя в ХИПИК. Но при этом вся экономика страны должна работать без сбоев, как часы. Ежегодный рост экономики должен быть не менее
6 процентов, должны увеличиваться доходная часть бюджета, сокращаться расходы. Плюс стабильный курс национальной валюты и желательно “заморозить” инфляцию.
Но все понимают, что такое сегодня невозможно. Даже те экономические показатели, которыми оперируют Нацстатком и правительство и которые многие независимые эксперты считают завышенными, не дают уверенности, что в будущем году Кыргызстан может выйти на уровень роста экономики 6—8 процентов. А все потому, что второй год страну лихорадило: инвесторы насторожены и не спешат вкладывать капитал в экономику государства с нестабильной политической обстановкой. Местные крупные бизнесмены сворачивают свои дела и все чаще поглядывают в сторону Казахстана, России, Китая, откуда мы ждем самых крупных инвестиций. В такой обстановке разговоры о необходимости легализации теневых денег и амнистии капиталов кажутся преждевременными.
Можно ли при столь туманном политическом и экономическом положении, когда все ветви власти озабочены главным образом возможностью новых выборов, гарантировать возврат долгов по полной программе?
Аргумент противников инициативы больше строится на эмоциях и рассчитан на взрыв эмоций. Да, действительно многие страны, прошедшие через ХИПИК, в результате оказались с долгом еще большим, чем когда вступали в программу. Та же Боливия. Свыше 4 млрд. долларов долга было, и 5, 3 млрд. — после списания. При этом кредиторы ей скостили почти 2 млрд. долларов. Высвобожденные средства боливийское правительство пустило на укрепление бюджета и улучшение положения в социальной сфере.
Не исключено, что и с нашей страной может произойти такая злая шутка. Думали–думали, как списать 2 млрд. долларов, а в результате оказались с 3—4 млрд. Это возможно, если исполнительная власть продолжит практику акаевского режима — бездумного внешнего заимствования без каких-либо отчетов об использовании денег перед обществом. И чтобы история не повторилась, нужен мониторинг и контроль за действиями правительства со стороны гражданского сектора, осознающего важность своего участия не только в политической жизни страны, но и экономической. На Западе, на который нам так нравится ориентироваться, ни одно мало–мальское решение, затрагивающее материальные интересы простого человека, не остается вне зоны внимания общественности. Потому там и коррупции меньше, чем у нас.
Этот вопрос, как показали дискуссии, больше всего волнует гражданский сектор. Никто не желает быть обманутым в очередной раз. Если вопрос со вступлением в ХИПИК решится положительно, то ни СМИ, ни НПО ни в коем случае не должны забывать об этой теме. Ибо есть еще одна угроза — насколько рационально и разумно будут использованы бюджетные средства, высвобожденные от уплаты внешнего долга. Действительно ли они пойдут на социальные нужды, а не послужат дополнительным оборотным капиталом для олигархов? На здравоохранение и соцзащиту, судя по данным Минэкономфина, пошло немало кредитных средств, а каков эффект? Поэтому ни в коем случае нельзя позволить чиновникам создавать новые схемы увода бюджетных денег, которые достаются с таким трудом.
Почему исполняющий обязанности премьер–министра Феликс Кулов, ранее сомневавшийся в целесообразности вступления в ХИПИК, со временем изменил свою точку зрения? Об этом он рассказал в своей предновогодней статье “О проблемах внешней задолженности страны и политических играх вокруг нее”.
В первую очередь анализ условий-триггеров показал, что международные доноры не требуют от Кыргызстана невозможного. Условия все те же, что мы обговаривали с МВФ, желая получить очередной транш на реализацию ПРГФ. Когда специалисты Минэкономфина и Нацбанка говорят, что ничего нового нет, их все равно оппоненты не хотят слушать. Уменьшать квазифискальный дефицит в энергетике страна обязана — потери в 40 процентов обходятся нам все новым и новым повышением тарифов. Сегодня в этом плане почти ничего не делается, поэтому в 2007 году правительство собирается поднять цену за киловатт электроэнергии на 7 тыйынов. Хотя за счет наведения порядка в энергосекторе могли бы тариф и не поднимать.
Противники ХИПИК боятся приватизации оставшихся стратегических объектов, хотя этого в условиях нет. Но они все равно подозревают. Пока наши правозащитники пекутся о судьбе энергетики и горнодобывающей отрасли, тихо, незаметно уходят на сторону не менее привлекательные объекты и месторождения полезных ископаемых. Их владельцами становятся вовсе не граждане Кыргызстана, а те, у кого есть деньги.
Если республика не вступит в инициативу по снижению долгового бремени, инициированную Всемирным банком и МВФ, правительство Кулова все равно будет крайним. Его будут бить за то, что оно не может оказывать должной поддержки социально уязвимым слоям населения, бюджетникам, пенсионерам. После озвучивания новых цен на газ не надо быть экстрасенсом, чтобы предсказать рост уровня инфляции в этом году. Впрочем, он уже начался, для интереса сходите на ближайший рынок, который всегда был индикатором этого показателя.
А правительство в это время должно будет находить средства для погашения кредитов. И снова митинги, снова голодные и холодные пикеты возле “Белого дома”?
Нынешнюю власть, которая настроена вступать в ХИПИК, так как боится упустить шанс скостить половину внешнего долга, гражданский сектор справедливо упрекает в том, что она зациклилась только на этой инициативе. А если народное вече скажет “нет” ХИПИК? Что тогда?
На мой взгляд, вступим мы в ХИПИК или нет, правительство могло бы использовать еще один ресурс для снижения долгового бремени. Об этом еще никто нигде почему–то не говорил. Я имею в виду арендную плату за две военные базы, что находятся на территории республики. Аренда — это всегда фиксированная сумма, другое дело, что у нас информация о платежах россиян и американцев сильно засекречена. Все переговоры по Ганси были закрытыми, ни штатовские, ни наши СМИ так и не выведали ни у военных, ни у дипломатов, на какой же сумме остановились переговорщики.
Если бы по отдельному закону платежи от аренды военных баз правительство направило только на погашение внешнего долга, страна бы выиграла. Во–первых, сколько и куда идет денег, легко проследить, а значит, проконтролировать. А то сам президент страны признавался, что не знает, куда деваются деньги Госдепа США. Во–вторых, арендная плата не зависит ни от политических катаклизмов стране, ни от неурожаев. В–третьих, кыргызстанцы наконец–то узнают правду, сколько страна получает за базы. И наконец, деньги от военных послужат мирным целям.
Экономисты и чиновники, с которыми делилась своими соображениями, нашли, что это очень даже интересная идея, а главное, исполнимая. Правда, с элементами творческого подхода, который отличается от чиновничьего тем, что журналист может говорить и писать, что он думает, а госаппаратчики — нет.
Лариса ЛИ.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/16785/