Государству нужно чувство самосохранения
Газетная заметка разила наповал: на “тусовке” в честь 60–летия популярного поэта Министерство культуры КР отстегнуло виновнику торжества сто тысяч сомов. И началось, как на аукционе: кто больше? Десятками тысяч сомов выразили “новорожденному” свои горячие восторги районные и областные власти, поклонники… И за несколько минут юбиляр Икс стал обладателем полумиллиона сомов.
— Ужас! Пусть бы сорили деньгами богатенькие фанаты, но не самое же неимущее министерство, — поделилась я тягостным впечатлением с деятелями литературы. — А ведь у скольких еще артистов, художников, режиссеров, тех же поэтов будут круглые даты. Так и весь бюджет недолго ухлопать. А что останется на развитие едва живой от финансового голода культуры?
Но оказалось, что такие увесистые денежные подарки получает не каждый известный и популярный: не менее ценимому читателями поэту Игреку тогда же стукнуло столько же, однако его даже не поздравили…
— Все зависит от того, кто возглавляет комиссию по организации юбилея, — усмехаясь, объяснили люди, знающие тонкости “светского” закулисья. — Если председатель пробивной, будут и чествование, и деньги. Случается, и по 200 тысяч министерство отваливает. Хватает и на “пробивного”, и на членов комиссии…
200 тысяч! Можно заткнуть не одну дыру в зияющих бюджетах творческих коллективов. Кстати, помнится, нынешнее руководство страны не приветствует швыряние денег на помпезные торжества…
Годами мои герои, питомцы муз, рассказы о своих замыслах подытоживают: но денег нет. Вот только два факта. Первый. Оперный театр, собираясь ставить “Сельскую честь” Масканьи, заранее копил деньги. Второй. Драматург Бексултан Жакиев сделал великое дело: создал канонизированный сводный вариант эпоса “Манас”. Произведение устного народного творчества — огромное, несвязное, очень разбросанное, а потому трудное для чтения — мастер сжал, драматургически выстроил. “Теперь его можно прочесть залпом”. Хорошо бы жакиевский вариант сразу и на русский перевести и издать две книги. Но денег пока нет даже на одну. Интересно, хватило бы на это 100–200 тысяч сомов?
Нет средств на устройство выставок, концертов, запись музыки, гастрольные поездки…
В годы расцвета нашего искусства публика слушала оперу с партитурой в руках. Сейчас многие ценители, знатоки уехали. А за постсоветское время мы потеряли целое поколение зрителей, тревожатся в театре. Даже образованная молодежь, студенты частенько не знают, где находится театр, музей… Это же национальная трагедия. Гибнет духовно провинция, дичает без кислорода культура. Не примитивные же теле– и радиопередачи облагородят заскорузлую от страшного бытия душу, очистят ее сопереживанием, дадут пищу уму? Нет, это по силам только высокому искусству. Но сельских жителей давно уже отлучили от него. По той же самой банальной причине — безденежье.
— Зрители в отдаленных селах плакали, когда мы привезли спектакли, — сама со слезами на глазах говорила мне народная артистка КР Жамал Сейдакматова, художественный руководитель театра “Тунгуч”, вернувшись с гастролей по югу страны. — Подходили к нам, спрашивали, почему же вы не приезжали столько лет? Они истосковались по искусству.
Деятели культуры страшатся за судьбу нашего народа.
— Воспитывать! — как заклинание повторял режиссер Нурлан Асанбеков. — Воспитывать зрителей с младенчества. Ставить хорошие детские спектакли. Воспитывать молодежь, сельское население. В глубинку должны приезжать лучшие творческие коллективы, симфонические оркестры, выставки. Но нет денег.
Нурлан — художественный руководитель двух театров — оперного и экспериментального ритуально–кочевого “Сахна”. “Кочевники” забираются в отдаленные уголки страны, показывают там свои лучшие постановки, в том числе по кыргызским эпосам. Нурлан мечтает вывозить и оперы, балеты. “Мы хотим, чтобы это стало политикой театра”.
Чтобы реализовать свои планы, в оперном хотят создать свой фонд и зарабатывают как могут: устраивают концерты, сдают в аренду помещения. Ведь государство выделяет финансы на постановку всего одного спектакля в год.
— С появлением министерства наши расходы возросли, — огорчалось руководство “флагмана искусства”. — Раньше, когда была Госкомиссия по культуре, она брала полтора процента от заработанного нами, а теперь — три процента.
На что тратит министерство эти дополнительно отнятые деньги? Не поверите, читатель: раздает “тем театральным коллективам, которые сами не могут зарабатывать”. Так растолковало мне по телефону некое руководящее лицо в министерстве. Но, похоже, весьма хитроумный способ господдержки неимущих трупп не получит развития: после недавней проверки Счетная палата отменила приказ министра о трехпроцентном “оброке” как незаконный.
Понятно, что за 15 лет разрухи в культуре накопился миллион проблем. Разом их не решить. Но Министерство уже подумывает о ремонте многострадальных театров, цирка, школы Абдраева, о сохранении древних памятников… Если мы хотим осуществить свои планы, нужно жестко экономить госсредства. А о юбилярах, как показала та “тусовка” годичной давности, прекрасно позаботятся состоятельные почитатели. Дальновидное государство давно бы уже воспользовалось их желанием и возможностями поддержать культуру. Годами театры, музеи взывают: дайте, дайте налоговые льготы тем, кто вкладывает в культуру — примите закон о меценатстве! И деньги появятся.
Но у ЖК находятся более неотложные вопросы для обсуждения — свои квартиры, свои зарплаты, свои разборки… А может быть, и не в этом дело: ведь для иных парламентариев культура — что–то ничтожное, не достойное внимания. Недаром, желая оскорбить депутата–кинематографиста, народный избранник бросил ему с неподражаемым презрением: “Артист!”. Хотя позорное “вор в законе” многими принимается с пониманием… Разве такие политики станут печься о развитии культуры, духовности?
Но если не поднимем культуру, мы будем изгоями в цивилизованном мире. Мы не одолеем коррупцию, засилье криминала. Государство должно думать о самосохранении.
Однажды в беседе драматург Бексултан Жакиев, мудрый человек, задал неожиданный вопрос: почему от мощного государства Ассирии осталось лишь название? И сам ответил: потому что забыли ассирийцы духовные ценности…
Зоя ИСМАТУЛИНА.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/16736/