Распечатать: Долги — удар по потомкам РаспечататьОставить комментарий: Долги — удар по потомкам Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Долги — удар по потомкам Посмотреть комментарии

26 декабря 2006

ЭКОНОМИКА

Долги — удар по потомкам

    По всей вероятности, мы все же вступаем в HIPC. Похоже, просто нет другого выхода. Факт этот стал очевиден после форума в минувшую пятницу с участием и.о. премьер–министра Феликса Кулова.
    Открывая дискуссию, Ф. Кулов напомнил о мере ответственности правительства и своей лично перед народом и чувстве национального достоинства. Но, сказал и.о. премьера, “нельзя говорить о достоинстве, будучи должником”. В ходе обсуждения он не раз подчеркивал, что за полтора года его пребывания во власти госдолг республики не вырос ни на доллар.
    Министр экономики и финансов Акылбек Жапаров объяснил процесс накопления двухмиллиардного долга и его использования. На начало 2006 года долг составлял 1 329 миллионов долларов (69 %) по многосторонним кредиторам, 590,6 миллиона (30 %) — по двусторонним и лишь 20 миллионов (1%) — под гарантии правительства.
     Куда ушли деньги? Более
    2 % от общей суммы пошло на реформу госуправления, 5 — на развитие промышленности, 17,9 — на сельское хозяйство и ирригацию, 11 — на соцсектор, 17,4 — на транспорт и телекоммуникации, 33,3 — на поддержку бюджета и нацвалюты, 3 — в частный сектор, 8,9 — на энергетику, 0,8 % — на экологию.
     Сейчас благодаря переговорам с Парижским клубом кредиторов в 2002 и 2005 годах часть долга страны (около 600 млн. долларов) реструктуризирована. В Парижский клуб можно обращаться лишь дважды, и наш лимит там, увы, исчерпан. Но, хотя у нас есть пятнадцатилетний льготный период отсрочки платежей по основной сумме, в 2020 — 2025 годах придется ежегодно выплачивать по 80 млн. долларов. А прогнозы показывают, что уже в 2007–м надо будет найти в бюджете 71 миллион на обслуживание внешнего долга. Платить такие деньги республика может лишь при условии стабильного экономического роста, взлета сбора доходов. Если этого не произойдет, то придется влезть в долги, чтобы обслуживать ранние. Чтобы избежать такого варианта развития событий, и предлагается участие в инициативе HIPC.
    Как уже упоминалось, почти 70 % долгов республика должна многосторонним кредиторам. Если решение о вступлении в HIPC будет принято, то двусторонние могут предоставить до 90 % сокращения задолженности. Что касается многостороннего долга, то его реструктуризация возможна в случае успешного завершения нами всех обязательств по HIPC, только в рамках MDRI. Это следующий шаг задачи с долгом, который обеспечивает 100–процентное его списание двумя многосторонними институтами (МВФ и ВБ) странам с низким уровнем доходов. Такой выход предложила “Большая восьмерка” этим мировым финансовым структурам в 2005 году для стран, успешно завершивших программу HIPC. Это, конечно, здорово, но для таких уступок нам надо продемонстрировать удовлетворительные результаты в макроэкономике, сокращении бедности, управлении госрасходами. Тут уместно вспомнить об уровне доходов на душу населения. В Таджикистане он ниже 380 долларов, что дало ему право на списание 99 млн. долларов со стороны МВФ по инициативе MDRI без участия в HIPC. У нас же в 2004–м было 433, а в 2005 уже 475 долларов. Так что долги нам спишут только после HIPC.
     Что, собственно, надо будет сделать в ближайшие полтора года в рамках этой программы? То же, что и раньше — поддерживать макроэкономическую стабильность, продолжать Стратегию развития страны, разумно управлять внешним долгом, реформировать госфинансы и госуправление, социальный сектор, энергетическую и горнодобывающую отрасли.
     Так что, если мы будем благоразумны, то по этим двум инициативам республике спишут от 770 миллионов до миллиарда долларов, или ежегодно в среднем по 20–24 миллиона.
     Чего стоит опасаться? В первую очередь невыполнения вышеназванных пунктов. Но ведь реформы и раньше стояли на повестке дня, и никто, кажется, уже не сомневается в их необходимости. Так что надо просто выполнять намеченное.
    От чего зависит успешность HIPC? От трезвой оценки плюсов и минусов последствий этой инициативы (завышенные и неоправданные ожидания могут повысить напряженность в обществе), вдумчивого подхода к будущим долгам при условии отказа от кредитов под гарантии государства. Немаловажна координация всех ветвей власти, обдуманное и целенаправленное использование высвобождающихся средств. Но главное — все успехи будут обеспечены лишь при наличии роста экономики. Будет он — все будет. Не будет — попадем в разряд отсталых африканских стран.
    По всей очевидности, до конца января будут проходить консультации с донорами, а в марте МВФ и ВБ должны принять решение, и тогда страна начнет реформы под флагом HIPC. Они будут жестко контролироваться и завершатся к середине 2008–го, после чего последует списание до миллиарда долларов долга по инициативе MDRI.
    Представители гражданского общества, выслушав мнения сторонников, пошли в атаку. Они обвинили и.о. премьера в том, что оппонентов вступления в HIPC просто не пустили на форум. Молодые же реформаторы засыпали президиум вопросами насчет условий успешности и неуспешности, критериев состоятельности страны, гарантий того, что правительство не назанимает новых кредитов. Ф. Кулов ответил, что сейчас Казахстан предлагает нам выгодные кредиты на 100 млн. долларов, но под правительственные гарантии, и поэтому мы отказываемся. А сомнения насчет состоятельности не имеют под собой основы после итогов переговоров с Парижским клубом.
    Были вопросы и по социальному сектору: как отразятся реформы на тарифах энергопотребления. Был ответ, что газ Узбекистан будет нам продавать с начала 2007 года по 100 долларов за тысячу кубометров (сейчас по 55), но зато электроэнергия подорожает не больше чем на 7 тыйынов.
     Бывший глава НБ КР Улан Сарбанов, ныне независимый эксперт, уклончиво прокомментировал суть проблемы, акцентировав внимание на ряде принципиальных моментов. Они касаются способности нынешнего или нового правительства управлять экономикой, наличия ряда рисков, главный из которых заключается в возможности не выполнить любое из условий.
    Одно из ценных предложений было высказано преподавателем одного из университетов. Смысл его — в выпуске правительством ценных бумаг–облигаций внутреннего займа по типу тех, которые пустило в продажу советское правительство в 1947 году, чтобы найти средства для восстановления страны. Эта мысль заинтересовала многих, но для ее реализации, отметили участники форума, нужна довольно длительная подготовка, немалые деньги и время на реализацию ценных бумаг. А в нашем положении промедление смерти подобно — расплата за кредиты грядет уже в следующем году.
    В конце бурного обсуждения было решено в ближайшие дни провести еще несколько диспутов с участием правительства, что же такое HIPC и как сделать прозрачными будущие заимствования. Главное, подойти по–деловому, а не скатываться на голые обвинения и истеричные пиар–кампании. А Ф. Кулов напомнил, что у нас есть только этот способ уменьшить свои долги и вполне можно опоздать. И вот тогда будем выплачивать долги из своих денег, что неизбежно приведет к урезанию социальных выплат.
    Елена МЕШКОВА.

    


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/16716/


Распечатать: Долги — удар по потомкам РаспечататьОставить комментарий: Долги — удар по потомкам Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Долги — удар по потомкам Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007