Атака мыльного пузыря
В очередной раз Кыргызстан попал под око иностранных социологических исследований по набившей оскомину коррупции. Теперь ее рассматривают с позиций влияния на предпринимательскую деятельность.
По инициативе Национального агентства КР по предупреждению коррупции (непонятно зачем созданного органа) вкупе с конгрессом бизнес–ассоциаций при консультативной и финансовой поддержке Германского общества технического сотрудничества “Содействие частной экономике” проведено очередное исследование проблем коррупции. Респондентами выступили как предприниматели, так и чиновники. Цель — выявление и анализ основных коррупционных факторов и административных барьеров, влияющих на развитие предпринимательства, и разработка рекомендаций по снижению коррупции.
И без исследования понятно, что никто из чиновников не собирается прислушиваться к каким–то там советам. Да, они будут мило улыбаться, обещать следователь рекомендациям, но жить по–своему. И потом, никто не даст гарантии, что предприниматели и чиновники, отвечая на заданные вопросы, были искренними.
На вопрос о неизбежности коррупции в Кыргызстане 45,5 процента опрошенных чиновников заявили, что этого нужно избегать, поскольку коррупция разлагает общество и власть. Этой точки зрения придерживаются и 33,7 процента предпринимателей. Самый лакомый кусочек составляет производство швейных изделий. Это наиболее внушительная кормушка для 88% чиновников. При том, что в этом году сделано максимум для того, чтобы эта отрасль больше работала легально. По всем отраслям производства доля взяточников и вымогателей составляет не менее 74 процентов.
А вот выигрывают или проигрывают честные предприниматели в сравнении с нечестными, цифры более впечатляющие: 38 процентов ответили, что первые проигрывают. Хотя в принципе и здесь ничего удивительного нет.
Можно ли поверить в откровенность государственных служащих, отвечающих на вопрос: что они будут делать, если в стране начнется серьезная борьба с коррупцией? Чуть более половины ответили, что руками и ногами за инициативу, хотя непонятно, что им мешает сделать это сейчас, сегодня.
Практически в унисон звучали ответы чиновников и предпринимателей на вопрос о самой коррумпированной структуре. И те и другие поставили на первое место правоохранительные органы, “серебро” отдали таможне, ну а “бронзу” получила ГАИ. Дальше идут налоговая инспекция и суды.
По результатам исследования были разработаны рекомендации. Увы, ничего нового социологи здесь предложить не смогли. К примеру, советуют постоянно информировать о реальных масштабах коррупции, ущербе от нее и так далее. Да кто же вам позволит это сделать, господа, в нашем–то насквозь прогнившем государстве?
Ну не коррупция ли, к примеру, мешает Генеральной прокуратуре довести до логического завершения уголовные дела семьи Акаевых? Или найти заказчиков громких убийств?
Не обошли социологи и средства массовой информации. Журналистам рекомендовано более взвешенно подходить к теме коррупции, публиковать материалы о положительных примерах деятельности организаций, которые в общественном сознании признаны более коррупционными.
СМИ также рекомендовано шире публиковать положительный опыт антикоррупционных практик за рубежом и в Кыргызстане.
Непонятно, каким образом следует проводить антикоррупционное просвещение и пропаганду. Прийти и сказать взяточнику, что брать взятки плохо? Или призвать к его совести?
Любовь БОРИСЕНКО.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/16613/