Сестры–близнецы — коррупция и нищета
Международное общественное движение по противодействию коррупции Transparency international опубликовало отчет “Индекс восприятия коррупции– 2006”. В этом году оценка уровня коррупции в государственных секторах проведена по 163 странам.
Это наибольшее количество государств, включенных в Индекс за все 13 лет существования движения.
Данные отчета свидетельствуют о тесной связи и сильной зависимости между коррупцией и нищетой. Все беднейшие государства планеты имеют самые низкие показатели рейтинга, который подразделяет страны по шкале от 10 до 0 баллов, где десятка выставляется странам с наименьшим уровнем коррумпированности. Правда, стран, абсолютно свободных от коррупции, на нашей маленькой планете нет. Но если, скажем, у Финляндии, Исландии, Новой Зеландии индекс составляет 9,6 балла, то у Гвинеи, Ирака, Мьянмы, Гаити — 1,9—1,8. Эта четверка оказалась в самом низу списка из 163 стран.
В последнее время представители исполнительной власти и силовых структур Кыргызстана охотно говорят об активизации бескомпромиссной борьбы с этим социальным злом и заметных успехах на поле битвы. Вот и в ответ на критику участников Гражданского форума–2 о неэффективности проводимой в республике борьбы с коррупцией генпрокурор Камбаралы Конгантиев на одной из пресс–конференций привел такие цифры и факты: только за январь — сентябрь этого года управление по борьбе с коррупцией Генпрокуратуры провело 468 проверок по исполнению законов “О борьбе с коррупцией”, “О государственных закупках”, “О государственной службе”, “О банках и банковской деятельности”, “О декларировании и публикации сведений о доходах, обязательствах и имуществе лиц, замещающих политические и иные специальные государственные должности, а также их близких родственников”.
По результатам проверок возбуждено 166 уголовных дел, внесено 210 представлений, 37 предписаний, 29 протестов, предостережено о недопустимости нарушения закона 41 должностное лицо, на 18 ответработников госвласти заведены судебные дела. Всего же за девять месяцев органами прокуратуры инициировано 297 уголовных дел по коррупционным преступлениям.
К сожалению, эксперты Transparency international не разделяют оптимизма генпрокурора Кыргызстана. Оценив индекс коррупционности республики в 2,2 балла, они поместили нашу страну в этом списке между 142—150–м местами, в одном ряду с такими странами, как Ангола, Республика Конго, Кения, Нигерия, Сьерра–Леоне, Таджикистан и Туркменистан. Из партнеров по Содружеству ниже разместились лишь Беларусь и Узбекистан, которые с 2,1 балла делят 151—155–е места.
Впрочем, давайте придерживаться правила: чужие недостатки не наши достоинства. Какая нам корысть от того, что где–то дела идут или обстоят хуже, чем у нас, если коррупцией пропитана вся наша жизнь, если ее яд отравляет всю кыргызстанскую повседневность? Мы уже почти не удивляемся и не возмущаемся при виде того, как гаишник в открытую, не прячась и не боясь, получает отступную от водителя. Где, когда это было видано, чтобы получить основной документ гражданина государства — паспорт, человек вынужден давать крупную взятку? Не потому ли и господствуют в стенах паспортных столов неразбериха и беспорядок, что в условиях хаоса и анархии проще и безнаказаннее вымогать взятки?
Коррупция в буквальном смысле достала большую часть населения республики. Одним из главных требований участников всех митингов и шествий было и остается требование обуздать коррупцию, и если не покончить с нею, то хотя бы ввести ее в рамки приличия. Дело дошло до того, что некоторые доведенные поборами до точки предела граждане требуют ужесточения уголовного наказания за коррупцию чуть ли не до введения расстрела.
Здесь вот что обращает на себя внимание. Когда–то считалось, что в государствах с тоталитарным и тираническим режимом при всех их минусах есть одно неоспоримое преимущество — в них нет разгула преступности и коррупции. Однако современная действительность опровергла и это правило. Несложно заметить, что в нижней части списка расположились едва ли не все страны, где авторитаризм довлеет над принципами демократии.
Следует отметить не в утешение и не в оправдание нас самих, а как повод для размышления. Из 163 стран лишь 44 укладываются в индекс от 9,6 до 5. Из стран бывшего СССР наиболее благополучной в этом плане оказалась Эстония — индекс 6,7 и 25–е место. Далее идут Литва и Латвия соответственно — 4,8 и 4,7, 48 и 49–е места. Из стран СНГ лишь у Молдавии индекс восприятия коррупции 3,2 (81 позиция). У всех остальных он ниже 3. Скажем, у Армении — 2,9 и 94–е место, у Грузии и Украины — 2,8, и они делят 100—105–е места, у Казахстана — 2,6, расположен между 111—120–м местами, у России — 2,5, между 121—129–м.
К сожалению, у нас нет этих цифр, но интересно бы знать, каков объем рынка коррупции в Кыргызстане, если в стоящей по индексу на 21-й ступеньке, выше России, стране он, по данным заместителя генпрокурора РФ Александра Буксмана, сопоставим с федеральным бюджетом и оценивается в 240 с лишним миллиардов долларов, а размеры взяток достигают такого уровня, что средний продажный чиновник может за год купить квартиру площадью 200 квадратных метров.
В общем, вывод напрашивается крайне неутешительный: большинство стран планеты стоят перед проблемой высокого уровня коррумпированности государственных структур, и, несмотря на предпринимаемые повсеместно меры, совершенствование законодательства и учреждение антикоррупционных управлений, советов и комитетов, маховик коррупции как работал, так и продолжает работать в полную силу, а кое–где и набирать обороты.
Анализируя причины, способствующие развитию коррупции, эксперты “Трансперенси интернешнл” одной из важных считают то, что политические элиты продолжают отмывать, укрывать и получать выгоду от неправедно нажитых богатств, нередко включающих украденные у государства средства. Коррупционеры уверены, что всегда найдется банкир, бухгалтер, юрист, специалист в любой области, который будет готов оказать им помощь в накоплении, перемещении или хранении их незаконных доходов.
Во многих государствах хищение государственных средств осуществляется путем заключения мошеннических контрактов, использования сложных схем с участием подставных компаний и банковских счетов, размещенных в дальних странах и на оффшорных территориях. В Кыргызстане наглядный урок подобных действий преподала семья и ближайшее окружение экс-президента А. Акаева.
Взяточничество предполагает наличие двух сторон: взяткодателя (сторона предложения) и взяткополучателя (сторона спроса). В то же время сделки зачастую обеспечиваются специалистами в соответствующих областях. Коррумпированные посредники связывают взяткодателей и взяткополучателей, создавая для них атмосферу взаимного доверия и обмена услугами. Они пытаются придать видимость законности коррупционным сделкам, составляя юридически действительные контракты. Посредники также содействуют тому, чтобы в случае разоблачения наказание понесли стрелочники, а не реальные преступники.
Учитывая это, “Трансперенси интернешнл” выступает за внедрение юридических или профессиональных санкций против специалистов в области юриспруденции, финансов и бухгалтерского учета, способствующих коррупции, за продвижение кодексов антикоррупционной этики, которыми должны руководствоваться члены профессиональных ассоциаций юристов, банкиров, бухгалтеров.
Пока же вывод из ноябрьского отчета “Трансперенси интернешнл” за этот год напрашивается один: слишком мало на земле государств, которые бы могли проявлять благодушие в антикоррупционной политике.
Вячеслав ТИМИРБАЕВ.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/16532/