Конституционный долг гражданина
Заметки на полях Налогового кодекса
Налог на прибыль и подоходный налог с населения в размере десяти процентов был установлен в надежде, что теневая экономика выйдет наружу и инвесторы охотнее пойдут в нашу республику. Но, на мой взгляд, для инвестиций необходима прежде всего политическая стабильность. Мнение же о том, что выводу теневой экономики на свет мешают высокие ставки налога, считаю ошибочным. Это зависит прежде всего от человеческого фактора и степени коррумпированности экономики.
Хочу отметить главное — исчисление и уплата налогов должны быть под строгим государственным контролем. В связи с чем считаю необходимым и целесообразным усилить администрирование налогов, направленное на нарушителей налогового законодательства. В этих целях предлагаю предоставить налоговым инспекциям:
— сбор информации по импорту и экспорту товарно-материальных ценностей, работ, услуг и денежных средств, а также перемещение всех ценностей и денежных средств внутри республики;
— взыскание в бюджет налогов с расчетных счетов и из касс налогоплательщиков, просрочивших срок уплаты;
— обращение в доход государства имущества налогоплательщиков, имеющих налоговые задолженности на уровне судисполнителей.
Думаю, нелишне по представлению налоговых инспекций приостанавливать действие лицензий на право деятельности, если были допущены повторно нарушения порядка производства и реализации товаров, работ, услуг и иных правил, связанных с налогоисчислением. Если нарушения допущены трижды в течение отчетного года, то лицензия подлежит изъятию органом, которым она выдавалась. Налоговый кодекс должен быть объективным и справедливым для всех категорий субъектов республики. Дискриминация граждан по социальному статусу недопустима, то есть негоже работодателей освобождать от уплаты налогов, а наемную рабочую силу считать плательщиками.
Уплата подоходного налога является конституционным долгом каждого гражданина. По результатам года все граждане, независимо от их социального статуса, обязаны представить декларацию о доходах.
Необходимо пересмотреть патентную систему уплаты налогов, где допускается наем рабочей силы пять и более человек. Физические лица должны преобразовывать свою деятельность как юридическое лицо — малые предприятия с последующим представлением декларации.
Повысить персональную административную и уголовную ответственность должностных лиц– налогоплательщиков, которые ответственны за достоверность налоговых деклараций, расчетов и отчетов.
Все международные институты и организации, занимающиеся оказанием различного рода помощи, должны быть признаны налогоплательщиками, если они осваивают выделенные для республики кредиты и гранты. Их следует рассматривать как налогоплательщиков на том основании, что источником их выплат является Кыргызстан.
Инструктивные материалы, разрабатываемые Минфином и утверждаемые правительством, должны быть изложены в доступной для налогоплательщика форме по каждому наименованию налогов. Формы налоговых деклараций, отчетов и расчетов должны иметь исчерпывающее пояснение о порядке их заполнения.
Следует также пересмотреть систему оплаты труда налоговых работников. А для повышения спроса с них необходим закон о прохождении службы в налоговых инспекциях, где должна быть предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства и должностных полномочий.
На мой взгляд, государственным мужам необходимо осознать, что все работники социально–культурной сферы, включая органы управления, надеются, что новый Налоговый кодекс действительно будет способствовать увеличению сбора налогов и доходной части государственного бюджета. Это дает им надежду, что заработная плата врачей, учителей, работников социальной сферы увеличится больше чем на 30—50 процентов. Повышение ответственности работников налоговой службы и должностных лиц-налогоплательщиков действительно повлияет на снижение коррупции в налоговой системе. Заработную плату налоговиков необходимо повысить в два или три раза. Рядовой налоговый инспектор должен быть материально независимым. Человек с окладом 2000 сомов в месяц со всеми прочими прибавками не может осуществлять объективный государственный налоговый контроль.
Во всех правовых государствах существуют правила, обязательные для каждого гражданина, представлять декларацию о совокупном годовом доходе, подлежащем налогообложению, куда включаются доходы, полученные на территории данного государства и за его пределами. Следовательно, все иностранные граждане, которые получают доходы из источников Кыргызской Республики, должны быть плательщиками подоходного налога. В этой связи необходимо устранить двойное налогообложение.
По поводу дискриминации граждан по социальному статусу хочется отметить, что по настоящее время плательщиками подоходного налога является наемная рабочая сила. А владельцы фирм и предприятий, которые получают только дивиденды, освобождены. На мой взгляд, такую несправедливость нельзя было допускать, но этот факт был внедрен в 1998 году. Эту несправедливость надо срочно устранить.
Информация к размышлению
АБР и ВБ по состоянию на 1 июля 2006 года предоставили кредиты Кыргызской Республике на 349,7 млн. и 944,3 млн. сомов, которые освоены полностью, из которых 15—20% израсходовано на оплату труда всему персоналу. Представителями АБР была получена заработная плата в размере 3 млн. долларов США. Иностранных граждан было 7 человек.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/16462/