Операция HIPC: быть или не быть?
На следующей неделе в Бишкек прибывают миссии МВФ и Всемирного банка для обсуждения с правительством условий (триггеров) возможного вступления Кыргызстана в инициативу HIPC. Но дискуссии на эту тему начались в минувшую среду в парламенте и продолжились в Министерстве экономики и финансов.
В Жогорку Кенеше инициатором обсуждения выступил Комитет по бюджету и финансам (Ахматбек Келдибеков). Выступления носили эмоциональный характер. Подчас из–за громких заявлений и обвинений противников инициативы, больше похожих на политические разносы исполнительной власти, которая, по мнению народных избранников, таким образом хочет уйти от ответственности, размывалась экономическая суть программы.
Депутатов, а судя по всему, сейчас среди них больше оппонентов правительства, пугает возможность утраты государством самостоятельно вести экономическую политику. И во вторую очередь они опасаются ухудшения имиджа страны в глазах потенциальных инвесторов. Эти аргументы чаще всего звучали в Жогорку Кенеше.
Пока, признался вице–спикер парламента Эркин Алымбеков после окончания заседания комитета, депутаты настроены негативно, ну а дальше — дебаты покажут. Против вступления страны в инициативу по списанию внешнего долга, который на данный момент превышает
2 млрд. долларов, высказались депутаты–рыночники Темир Сариев, Болот Марипов, Ахматбек Келдибеков и другие.
Правительство в лице министра экономики и финансов Акылбека Жапарова, председателя правления Нацбанка Марата Алапаева пыталось держать удар, но, к сожалению, не все парламентарии склонны выслушивать, а тем более прислушиваться к другому мнению. Депутаты приняли решение, что вопрос о вступлении в ХИПИК правительство должно будет вынести на суд палаты.
Тем же вечером продолжение начатого в ЖК разговора состоялось в Министерстве экономики и финансов между статс–секретарем, Азаматом Дикамбаевым, начальником управления внешнего долга Эрнисом Абдразаковым и СМИ и НПО. И здесь чиновникам пришлось отбиваться от обвинений в плохом управлении экономикой, которое довело страну практически до дефолта. Речь шла не об отдельных личностях во власти, а о государственной системе в целом.
Особенно воинственно были настроены представители общественных организаций, которые, как выяснилось, знали о ХИПИК понаслышке и пришли на эту встречу как раз для того, чтобы побольше узнать о триггерах, послушать аргументы за и против.
Азамат Дикамбаев ввел аудиторию в курс последних событий, связанных с инициативой, озвучил возможные условия: это обеспечение макроэкономической стабильности, о которой будет свидетельствовать удовлетворительная реализация программы PRGF, доработка стратегии развития страны, рациональное управление внешним долгом, контроль за исполнением бюджета, борьба с коррупцией. В энергетическом секторе — сокращение квазифискального дефицита, разработка графика повышения тарифов. В горнодобывающей отрасли — усиление прозрачности, включая опубликование годовых отчетов аудита хозяйственной деятельности “Кыргызалтына”, прозрачное управление и использование акций “Центерры”.
В перечень триггеров входят налоговое и таможенное администрирование, экономическое развитие транспорта и инфраструктур и другое. Окончательный вариант всех условий, который будет обсуждаться на следующей неделе, до сих пор неизвестен.
Статс–секретарь поделился впечатлениями о недавней поездке в Боливию, которая дважды участвовала в инициативе ХИПИК. В первый раз в 1997—1998 годах, затем повторила свой опыт через два года. К моменту вступления в программу за этой латиноамериканской страной числился внешний долг свыше
4 млрд. долларов. Благодаря ХИПИК внешний долг Боливии уменьшился на 1 млрд. 960 миллионов долларов. Всего на реализацию программы ушло два года — по году на каждый этап.
Латиноамериканские эксперты заверили гостей из далекого Кыргызстана, что ничего страшного в ХИПИК нет. Наоборот, сегодня в стране ни среди правительства, ни среди оппозиции нет сомневающихся в том, что власть правильно поступила, вступив в инициативу. На имидже страны это никоим образом не отразилось, а приток инвестиций в Боливию только увеличился. Если до вступления в ХИПИК страна привлекала в год 450 млн. долларов, то после списания более 40 процентов внешнего долга — 750 млн.
Боливийский опыт ценен для Кыргызстана, потому что там тоже шли бурные дебаты среди партий, общественности, идти в ХИПИК или нет. Эксперимент удался, и страна охотно повторила его второй раз. Есть критики программы, но нет противников. Предложи МВФ и Всемирный банк в третий раз вступить Боливии в ХИПИК, наверное, там бы не раздумывали.
Известен еще более удачный опыт списания внешнего долга. Уганде это удалось сделать за шесть месяцев. По расчетам специалистов Министерства экономики и финансов и Нацбанка — главных сторонников инициативы, Кыргызстану для реализации ХИПИК понадобится 3—4 года, а при благоприятных условиях, в первую очередь имеется в виду политическая стабильность, даже год.
А пока на кону около 900 млн. долларов, которые многосторонние кредиторы могут списать, если реализация программы пойдет по намеченному плану.
Лариса ЛИ.
Фото автора.
Развитие темы в рубрике "Экономика".
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/16347/