Шутка — электрошок
В Бишкекском городском драматическом театре имени Арсена Умуралиева русскоязычным спектаклем “Чудаки” (по мотивам народной притчи “Ох уж этот Ходжа Насреддин”) открылся 13–й театральный сезон.
Инсценировал пьесу наш молодой режиссер–постановщик Камат Касенов. Состав актеров, как подчеркнула художественный руководитель театра, заслуженный деятель культуры КР Айгуль Умуралиева, разноплановый. Здесь играют учащиеся института искусств и профессиональные театральные актеры.
Насреддин — народный мудрец. Если в книге он один, то в постановке их пять.
— Я увидел многоплановый образ Насреддина, поэтому решил управиться с пятью героями, — поведал Касенов.
Ну а если пять Ходжей, соответственно и пять ослов. Ишак — это ведь незаменимый друг Ходжи. Без него, наверное, не было бы и большинства мудрых шуток сказки.
— “Чудаки” — актуальная притча. И сейчас есть Насреддины, только мы их не замечаем. В дальнейшем хотелось бы игры, построенной на импровизации, поездок на гастроли, — подчеркнул режиссер.
Из каждой ситуации можно найти выход. По крайней мере, тупиковых моментов для Ходжи Насреддина не бывает. Может, и нам стоит брать пример с таких мудрецов? Вот в одном эпизоде жена требует у мужа пять золотых, а если он их не достанет, то она уйдет. Мудрый Насреддин сказал просто: “Уходи”. Ясное дело, никуда она не ушла. Все же, что делать? Деньги нужны. Пойти помолиться? Глупо. Но Ходжа пошел молиться, и, надо же, к ногам падают золотые монеты. Богач, увидев эту картину, подошел сзади и кинул монеты. “А теперь отдай мне их обратно”, — потребовал он. “Э нет, — хитро улыбнулся веселый обманщик. — Я просил у Бога, а ты лишь исполнитель”. Богач немедленно предложил пойти в суд. “Нет. Ты хорошо одет, а я в лохмотьях. Правда будет на твоей стороне”. Тот отдал ему халат… На суде: “Этот господин сумасшедший, утверждает, что все принадлежит ему. Вы спросите, кому принадлежит халат?”. В результате ровно сто золотых монет так и осталось у почтеннейшего Ходжи. Если задать вопрос Насреддину, кто выше, бай или земледелец, то в ответ услышите, что земледелец, который выращивает пшеницу. Разве бай смог бы стать баем без земледельца?
— Все вы смеетесь, и меня это радует. Шутка — это небольшой электрический шок, — заключил Насреддин.
— Некоторые пьесы в нашем портфеле лежат подолгу, но эта не залежалась, — рассказывает Айгуль Умуралиева. — Наш театр авторский, но чтобы иметь зрительский успех, нужно работать в разных жанрах. Комедия — самый сложный. Мы все–таки в первую очередь определили пьесу как притчу. Идея — показать человека, его сущность, характер. В каждом из нас есть частичка Ходжи Насреддина. И задача спектакля, считаю, выполнена. Театр помогает жить.
Кстати, автор ярких костюмов — Зухра Мукамбетова, хореограф — Сергей Стрельцов, музыкальное оформление Асылбека Насирдинова.
Юлия СУШКОВА.
Фото Владимира ПИРОГОВА.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/16196/