Фактор среднего класса в национальной идеологии Кыргызстана
Проблемы выработки и возможности внедрения в общественное сознание граждан Кыргызстана какой-либо целостной государственно-национальной идеологии всегда представляли собой трудновыполнимую задачу для высших органов власти. Так, в течение 90-х годов
с периода обретения государственного суверенитета уже были попытки создания национальной идеологии, исходя из заповедей Манаса или древнекочевых идей тенгрианства, призывающих обратиться
к истокам прошлого. Однако они, к сожалению, были существенно оторваны от реалий современного мира.
Не стал исключением и настоящий этап политико-государственного развития, когда с конца декабря 2005 года начала функционировать специальная комиссия по разработке национальной идеологии в Кыргызстане. Однако все эти тенденции спускания сверху каких-либо единых идеологических стандартов, как показывает практика развития стран с демократическим режимом, обычно изначально уже обречены на провал.
Зададимся вопросом: почему так происходит?
Во-первых, происходит уменьшение роли государства в определенных политико-правовых пределах и одновременное усиление роли партий и гражданского общества, которые начинают открыто критиковать попытки власти навязать некую масштабную государственную идеологию.
Во-вторых, демократические преобразования в целом максимально расширяют права и свободы человека, что способствует многообразию социально-политических интересов, в итоге ведущих к значительному повышению политической критичности в отношении любых действий государства.
И, наконец, в-третьих, особая роль отводится деятельности партий, которые в условиях суровой межпартийной конкуренции, стремясь завоевать и удержать своих сторонников, вынуждены разрабатывать отвечающие их интересам партийные идеологические программы, лозунги и призывы.
В итоге политические партии, прежде всего на идеологическом уровне борясь за электорат и как бы дробя общество по социально-политическим интересам, способствуют возникновению и развитию нескольких узкопартийных национально-политических идеологий. Правда, подобная деятельность препятствует внедрению единой национальной идеологии со стороны государства.
Следовательно, современное демократическое государство может быть только деидеологизированным, то есть свободным от какого-либо единого национально–государственного идеологического стандарта. При этом демократическая практика показывает, что даже успешность проводимой правящей партией или блоком коалиционных партий политики не дает возможности получить подавляющую поддержку для их партийных идеологических программ со стороны всего общества. Так как чем выше уровень развития гражданского общества, тем больше процент критических настроений среди граждан по отношению к деятельности властей.
Проблема разработки собственных идеологических программ, отвечающих интересам большинства социальных групп общества, является основной преградой эффективному партийному строительству для молодых демократических государств, имеющих нежизнеспособные к новаторским идеям малочисленные партии. Данная проблема непосредственно затрагивает и Кыргызстан наряду с другими странами СНГ.
Эффективное развитие партийной системы в развитых странах демократии характеризовалось прежде всего активным участием в общественной политике через партии граждан, представляющих так называемый средний класс. Данный средний класс, включающий образованных людей интеллектуальных профессий, структур городского и аграрного предпринимательства, уже к концу XVIII века стал костяком большинства политических партий Запада, разрабатывая программные, концептуально-идеологические направления партийной деятельности, способствуя тем самым развитию цивилизованной публичной политики и становлению демократической политико-правовой системы. С другой стороны, превалирование в партиях высокообразованных граждан со средним материальным достатком способствовало разработке классических идеологических доктрин, таких как политический либерализм, консерватизм, социал-демократия.
В результате за довольно короткий промежуток времени, благодаря внедрению в общество ценностей среднего класса, на Западе сформировалось гражданское плюралистическое общество и правовое государство, соответствующее всем принципам демократии.
При этом олигархи — представители крупного финансово-промышленного капитала — также лоббировали свои экономические интересы через эти же партии, являясь одновременно их спонсорами. Таким образом, именно народившийся и созревший средний класс стал основателем и проводником национальных идеологий, пропагандируемых и внедряемых партийными структурами.
Что же касается молодых демократических стран, в том числе и Кыргызстана, то проблемы отсутствия и поиска каких-либо четких ориентиров в выработке национальной идеологии прежде всего связаны с дефицитом интеллектуального потенциала в членском составе существующих многочисленных партий.
Социально-экономические проблемы, влияющие на процесс зарождения среднего класса в Кыргызстане, и невозможность полноценного политического участия в качестве профессиональных политиков связаны с тем, что партийно-парламентская деятельность с ее высоким социальным и материальным статусом стала полем “обитания” олигархов, которые появились на волне суверенизации и сегодня решили посвятить себя политике.
Так, в Кыргызстане попытки взаимодействия властных органов с общественными структурами, в том числе и партиями, в сфере разработки и внедрения национальной идеологии в основном сводятся к поиску синтеза прошлого с настоящим. Это, возможно, привлекло и соответствовало мировоззренческим установкам большинства наших граждан, особенно молодежи. Этот путь, казалось бы, верный для создания необходимых национальных идеологических доктрин, в настоящий период сохраняется на достаточно низком профессиональном уровне. Что вряд ли в скором времени будет способствовать разработке и внедрению оптимальной модели национальной идеологии на государственном или партийном уровне.
Однако имеются и позитивные моменты в процессе поиска становления и дальнейшего развития национальных идеологических доктрин и тем самым оздоровления в целом политического процесса в Кыргызстане.
Так, к примеру, среди зарегистрированных в республике политических партий можно выделить одну, которая предложила обществу собственное видение государственной идеологии, имеющее все шансы воплотиться в нашу общественно-политическую жизнь. Это проект гуманитарной идеологии, выдвинутый уже достаточно известной в стране республиканской политической партией “Санжыра”.
В основе ее видятся некоторые перспективные стратегические приоритеты в развитии национального идеологического компонента, становления и дальнейшего функционирования партийной политики, развития национальной государственности, а главное — начала реального привлечения в общественную политику представителей из числа интеллигенции и молодежи.
Обозначенные в аспекте гуманитарной идеологии проблемы и выдвинутые подходы по оказанию неотложных мер для полноценного становления национального среднего класса и его реальной роли в политической жизни страны в конечном счете, безусловно, только способствовали бы постепенной ликвидации уже сложившегося поляризованного кыргызского общества (богатые — бедные), ведущего только к дестабилизации и хронической конфликтности без нарождения сильного среднего социального слоя, который мог бы грамотно и активно влиять на политико-экономические процессы в Кыргызстане.
Ведь всем известно из опыта мировой практики, что главная проблема всех развивающихся государств с контрастным типом общества состоит именно в отсутствии или формально слабо выраженном существовании представителей среднего класса, не имеющих социально-политических рычагов влияния на процесс принятия элитами политико-государственных решений. В результате монополизация политики властвующими элитами и олигархами из числа представителей крупного бизнеса делает невозможным для остального общества адекватно влиять на политико-экономическое развитие. Увеличивается социальная пропасть в обществе, где богатые имеют все, остальные же, превращаясь в социально незащищенных и брошенных, накапливают свое недовольство и ненависть, регулярно выливающуюся в деструктивные массовые конфликты.
Другим примечательным и значимым фактором гуманитарной идеологии представляется в стратегическом видении партии “Санжыра” необходимость введения новых, свежих сил в современную национальную политику, прежде всего из числа молодежи Кыргызстана, особенно наиболее ее образованной и массовой части — студенчества.
Таким образом, смеем надеяться, что нашей пока еще клиентально-клановой, а отсюда и неэффективной национальной политике необходимо вливание таких индикаторов, как интеллект, образование, профессионализм, политическая культура и этика, как раз и характеризующих основные политические черты современного среднего класса всех развитых демократических государств мира.
Развитие социального государства, соблюдение международных стандартов прав человека призваны сделать национальную политику более эффективной, прозрачной и профессиональной. И пока продолжается в стране процесс становления многопартийности, которая не трансформировалась еще в зрелую партийную систему, однозначно является позитивным фактором выдвижение на сегодняшний день хотя бы одной партией своей национальной партийной идеологии, претендующей на объединение всех интеллектуальных сил страны. Благо в Кыргызстане имеется большой и высокий образовательный потенциал, который, в принципе, и может составить в ближайшей перспективе национальный средний класс.
Марат Казакпаев, политолог.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/15894/