Экзаменует полиграф
В Кыргызстане появилось чудо западного прогресса — детектор лжи. Что это такое, как им пользоваться и возможно ли его обмануть? Это мы решили проверить на себе.
“Справка “МСН”
Несмотря на то, что полиграф называют детектором лжи, он не является по сути средством определения самой лжи. Аппарат не записывает и не сканирует голос. Ложь — это то, что человек произносит. Ответ на вопрос сопоставляется с физиологической реакцией, которая записывается инструментом, сама ложь не сканируется для определения ее правдоподобности.
Рассказать о технической новинке охотно согласился национальный офицер представительства Управления ООН по наркотикам и преступности, специалист по детектору лжи Бахтияр Мамбетов:
— Этот аппарат годится для всего. Для подбора кадров, проверки благонадежности, в интересах следствия. Можно выяснить правду о пагубных пристрастиях человека, о злоупотреблении алкоголем или наркотиками. В принципе даже супругов могут протестировать: не вешает ли один лапшу на рога другому?
Нам особо скрывать было нечего, поэтому мы смело отправились в специальную комнату, чтобы на себе испытать чудо техники.
Детектор лжи впервые появился более 100 лет назад и сейчас используется в более чем 60 странах. В СССР этот метод объявили лженаучным (видимо, он только мешал советскому правосудию). Им занялись в России только после перестройки. В Казахстане единицы специалистов имеют подготовку и сертификаты для работы с полиграфом. Зато в США по инициативе криминальной полиции ежегодно проводится более 30 тысяч опросов с помощью полиграфа, а общее число проверок на детекторе лжи в американских компаниях, фирмах, банках превышает 4 миллиона в год. У нас же это пока новинка, хотя сотрудники Агентства по контролю наркотиков ежегодно подвергаются подобной проверке. Более того, теперь на работу в эту структуру без теста не поступишь.
Этот прибор с помощью датчиков регистрирует физиологические реакции организма, которые возникают при ответе на тот или иной значимый для испытуемого вопрос. Датчики надевают на пальцы, на грудь, на живот, причем прямо на одежду — прибор настолько чувствителен, что для него не имеет значения, в чем вы пришли на исследование: в майке и трусах или ватнике со штанами.
В среднем тест длится от полутора до двух часов. И вот мы в заветной комнате. Здесь должна быть абсолютная тишина. Подключаются датчики, и звучит голос полиграфолога: “Внимание, тест начался”.
— Горит ли в этой комнате свет?
— Да (следует совершенно спокойный и убедительный ответ).
— Вы сейчас сидите?
— Нет (хотя при этом сидела в специальном кресле, обмануть американскую штучку было огромное желание).
— На вас надета обувь?
— Нет (все равно я тебя перехитрю!).
— Участвовали ли в незаконном обороте наркотиков?
— Да (в выходные на базаре продавала анашу стаканами, только не купил никто, поэтому и оборота, собственно говоря, не получилось).
— Совершали ли вы когда–нибудь преступления?
— Нет (пришлось сознаться).
В итоге, несмотря на то, что ответы на вопросы давались самым спокойным и уверенным тоном (что даже сама поверила в то, что я наркокурьер со стажем да еще и криминальный авторитет), прибор совершенно четко фиксировал малейшие импульсы.
А если серьезно, то тест всегда начинается с обычных вопросов.
Это делается для того, чтобы настроить прибор, определить средний уровень эмоциональных реакций. Ведь даже самый честный человек волнуется на таком “экзамене”. Ответы на малозначительные вопросы дают общую картину его волнения, а вот более серьезные вопросы на графике выделяются резкими пиками.
Сам по себе детектор представляет устройство, фиксирующее физиологические показатели: пульс, давление, частоту дыхания, потоотделение и т. д. Запись результатов ведется таким образом, что оператор (эта профессия называется полиграфолог) четко видит, какой именно вопрос вызвал у испытуемого соответствующую эмоциональную реакцию. Точность выводов, сделанных на основе детектора лжи, составляет от 80 до 95 %. Однако для следователей это, скажем так, вспомогательное средство, позволяющее выбирать наиболее перспективное направление по сбору сведений.
— Даже если ни один мускул не дрогнет на вашем лице, когда вы врете, организм все равно отреагирует: замирает или учащается дыхание, изменяется сердцебиение, кровяное давление, вспотеют руки, побледнеет или покраснеет кожа. Эти реакции незаметны для глаза, но не скроются от чувствительного прибора. Специально тренированный человек, например разведчик, может управлять дыханием и дрожанием рук. Йог способен регулировать сердцебиение. Но нет такого человека, который мог бы держать под контролем шесть и более физиологических параметров организма, по которым мы делаем замеры, — утверждает Бахтияр.
И все же не обошлось без коронного вопроса: можно ли каким–то образом обмануть эту штуку. Кнопку, например, в туфель положить или дезодорантом намазаться, как в рекламе показывали.
— Можно, конечно, сделать и то и другое. Но что толку? Эксперт прекрасно видит аномальные реакции и просто прекращает обследование, а в своем заключении напишет: “Испытуемый проявил сопротивление получению объективной информации”. И сразу ясно: человек что–то скрывает. Этот прибор выгоден честным и невиновным людям. Они с удовольствием идут на экспертизу, а вот те, кто отказывается от экспертизы или пытается обхитрить полиграф, обычно замешаны в каком–то неблаговидном деле.
К помощи этого нехитрого устройства обычно прибегают при расследовании преступлений, совершенных в условиях неочевидности. Порой следствию невозможно распутывать дело традиционным путем, поскольку отсутствуют свидетели. А значит, возникает необходимость проверки непосредственно самих возможных участников преступления. Однако испытание на данном устройстве носит сугубо добровольный характер, что фиксируется в специальном формуляре. И отказ от проверки на детекторе лжи ни в коем случае не свидетельствует о виновности лица или его причастности к преступлению. Все по желанию подозреваемого…
Собственно, в этом и есть весь принцип работы детектора лжи. Необходимо вызвать и уловить реакцию допрашиваемого на значимые слова, факты, события. Самое главное, выяснить, знает ли человек о происшедшем (например, о краже) или нет, искажает ли он информацию в ответах или говорит истину.
— Как–то в Агентство по контролю наркотиков пришел устраиваться полковник. Срезался на вопросе о незаконном обороте наркотиков. Как он тут грозил, кричал, жаловался на нас. Потом руководство все же дало ему второй шанс. Но для повторного тестирования необходимо, чтобы он вспомнил и рассказал все, что может даже косвенно касаться наркотиков (на эту тему был задан вопрос). Оказалось, что 10 лет назад он приехал домой к своим родителям в Иссык–Кульскую область и в сарае нашел мешок с коноплей. Младший брат притащил домой и потихоньку с друзьями по вечерам косячками баловались. Тогда этот товарищ взял и сжег траву, а брату накостылял. Когда полковник рассказал все это нам, мы провели повторный тест и задали вопрос о наркообороте, и все прошло благополучно.
Существует легенда, что детектор лжи был изобретен в глубокой древности. Его роль выполнял обычный осел. Животное заводили в темную комнату, завязывали глаза и измазывали хвост грязью. Человеку, которого подозревали во лжи, предлагалось зайти в комнату и дернуть осла за хвост. И если осел закричит, значит, подозреваемый врет. Что делал лжец в таком случае? Он входил в комнату, ни за что дергать не собирался. Через какое–то время он выходил и всех убеждал в своей правоте: осел–то молчал. Тогда испытуемому предлагали показать руки. Если человеку нечего было бояться, он дернул бы осла за хвост и испачкал руки, у врунишки руки остались чистыми.
С целью обеспечения конституционных прав и защиты прав человека специалисту–полиграфологу запрещено вести опрос в отношении религии, расы, политических убеждений и сексуальных предпочтений.
Остается добавить, что из чиновников, кому нам удалось дозвониться (около 15 человек, среди них два депутата), пока никто особого рвения пройти тест на детекторе не высказал.
Любовь БОРИСЕНКО.
Фото Владимира ВОРОНИНА.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/15620/