У Укей все о’кей
Улыбчивую жизнерадостную девушку Укей я знаю давно: брала как–то интервью с мыслью, что обязательно встречусь еще раз. И вот в один прекрасный момент в редакцию пришел пресс–релиз о том, что кыргызстанка Укей Мураталиева участвовала в одной из образовательных программ в городе Юджин, штат Орегон.
У двадцатилетней Укей детский паралич ног. Но, несмотря на это, она живет полноценно. Участие в программе лидерства для девушек и женщин с ограниченными физическими возможностями направлено на то, чтобы показать здоровым людям, что и такие, как Укей, умеют жить, радоваться, работать. И это при том, что у инвалидов нет элементарных условий, которые бы облегчили им пребывание в общественных местах. Укей третий год учится в политехе на художника–дизайнера. Представьте, у вас связаны ноги, и вы таким образом должны передвигаться. Вот так “ходит” Укей. Нужно ли говорить, как тяжело ей подниматься с первого этажа на шестой. И так приходится “бегать” за день не раз, чтобы успеть на занятия. А пандуса, лифта нет.
— Знаете, у меня даже проект разработан, чтобы в наших популярных университетах установить все необходимое для инвалидов. В единственном КАСИ есть лифт и пандус. Ректор для одной студентки сделал. А вообще в этом должны быть заинтересованы все вузы… Для меня подниматься на шестой этаж — это как восхождение на Гималаи. Вот (смеется) и спортом занимаюсь. А таскаться с планшетами трудно. Каждый день мы преодолеваем трудности, с чем–то боремся, встречаемся с какими–то препятствиями, непониманием… Когда же услышат нас? Мы как будто невидимый мир.
А всего–то требуется внимание, поддержка государства, общественности.
С шести лет Укей пела, рисовала и занимала в конкурсах не последние места. Одним Бог обделил, но зато сполна наградил другим — талантов много.
— С десяти лет я волонтер Ассоциации родителей детей–инвалидов. И было важно с самого детства не сидеть дома, не зацикливаться. Куда позовут — туда идешь. И тогда я считала себя по крайней мере Пикассо. Хотя смотрю сейчас на те детские картинки и думаю: какая наивность.
Перед нами она разложила свои работы — графику, курак “Рассвет в Марокко” (это дипломная работа, которую она делала, как в сказке, 3 дня и 3 ночи), стилизованный цветок на глянцевой бумаге, портреты.
— Портреты, натюрморты рисовать не очень нравится. Но знаю, что в жизни пригождается как раз то, что мы порою не любим. Вот английский язык не хотела изучать, но знание его в поездке в США было весьма кстати.
Восхищаются творчеством Укей друзья, ее потенциальные и реальные покупатели. В каждом рисунке кропотливый труд, но рисовать очень любит.
— Привлекает меня графика. В ней утонченность, в ней выражаю мечты, желания.
Сейчас она готовит эскизы вечерних платьев в этой технике.
— Люблю красивые классические платья. В эскизах свободно фантазирую. Получается эксклюзив, и люди могут в этом выделиться.
— Кто проспонсировал твою поездку в США? Ведь нужно было оплатить дорогу в оба конца и обучение.
— Был жесткий отбор. Я была на двухсотом месте. Полгода готовилась — письма, беготня и везде отказ. Пятидесятипроцентную скидку за обучение сделали организаторы программы — международная организация MIUSA. Почти полностью материально поддержал Кент Арни из “Ротари клуба”. А поехала я совершенно одна.
Чтобы добраться до цели, нужно было совершить пересадки в Москве и Лос–Анджелесе.
В Юджине ее встречала американская семья, в которой и предстояло жить. Поцелуи, улыбки, объятия — сразу же родные люди…
Глава семьи Глэн, его жена украинка Ольга. Повезло: языковой барьер отсутствовал. У супругов два сына — Саша и Тарас, последний уступил Укей комнату.
— Дом у них большой и солидный. Ольга познакомила меня со своими друзьями.
— А чему обучалась по программе?
— В первую очередь лидерству, коммуникативности. Устанавливали контакты непосредственно на практике. Был и женский день, где нам объясняли, как планировать семью, защититься от насилия и так далее. Жили в лесу. Попробовала себя в рафтинге, где надежно закреплены были только колясочники, а я держалась за краешек.
Всего в программе участвовали 35 девушек из разных стран. Общались при помощи переводчиков. Укей теперь переписывается с подругами из Армении, Испании, Сирии, Эквадора и Молдовы. Вместе они хотят создать центр независимой жизни у нас. В молодежном движении “Кадам” Ассоциации родителей детей–инвалидов Укей ведет семинары, как жить, справляться со своим недугом, учиться преодолевать трудности, не поддаваться депрессии.
— Надо жить и учиться. Я привыкла всегда что–то делать. В дело приходится вкладывать много сил, но главное — делать все с любовью, и тебе воздастся. Я иду по правильному пути. Об этом я мечтала, и это то, что хотела.
Помогают ей родные. Она живет с мамой и двумя братьями. Мама для нее подруга, с ней она делится радостями и печалями.
— Первая критика обязательно ее. Могу разбудить в час ночи и показать, что нарисовала. Мнение ее очень важно. У нее хороший вкус, выбирает мне одежду, задает стиль. Братья меня воспитали. А поет вся наша родственная линия, и мне чуть–чуть досталось, — скромничает Укей.
Скоро презентация проекта “Город равных возможностей” молодежного движения “Ак–Ак”. Цель — общение здоровой молодежи с инвалидами. В Школе лидерства у Укей тоже проект — семинар для девушек и парней с ограниченными возможностями из отдаленных регионов республики.
— Даже если меня не поддержат, проведу сама. Подготовка серьезная.
После того как Укей окончит политех, поедет в штат Орегон и продолжит учебу. Жить есть где. Глэн и Ольга примут, обещали… К тому же у нее есть друзья. Когда Укей летела обратно из Юджина, в Лос–Анджелесе ее встретил давний друг Эд Армстронг, который был у нас в одной из организаций волонтером. Все десять часов до следующего рейса Эд развлекал Укей — свозил ее в Санта–Монику, на берег океана, на американские горки и в дорогу купил ей CD–плейер и много дисков. Воспоминания об этом всегда под рукой…
Юлия СУШКОВА.
Фото Владимира ПИРОГОВА.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/15510/