Распечатать: Без права плодить невежд РаспечататьОставить комментарий: Без права плодить невежд Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Без права плодить невежд Посмотреть комментарии

8 сентября 2006

ОБЩЕСТВО

Без права плодить невежд

    За 15 лет независимости Кыргызстана, пожалуй, не было такого скандального начала учебного года в высшей школе, как нынче.
    22 августа на заседании Госинспекции по лицензированию и аккредитации (аттестации) учреждений образования Министерства образования, науки и молодежной политики республики у 19 вузов и филиалов были отозваны лицензии на право образовательной деятельности по ряду специальностей. Всего же в Кыргызстане, напомним, 31 государственный вуз, 15 негосударственных и 8 филиалов вузов СНГ.
    Мера, что и говорить, суровая, но справедливая. Более того, давно ожидаемая. Казалось бы, она не должна была вызывать каких–либо протестов и возражений. Не должна, но вызвала. Однако об этом позже.
    С обретением независимости Кыргызстан в короткое время вырвался в лидеры среди стран Содружества по числу вузов и студентов на 100 тысяч населения. Без достаточного, надо сказать, на то основания. Не было для этого в стране ни развитой материально–технической базы, ни соответствующего потенциала профессорско–преподавательских кадров, ни достаточного числа отвечающих, по большому счету, требованиям современной высшей школы выпускников средних школ.
    К сожалению, лихорадочно скоропалительное создание университетов, академий, институтов, филиалов престижных вузов в Бишкеке, в областных и даже районных центрах Кыргызстана было на руку и откровенно поощрялось президентом А.Акаевым.
    В первые годы суверенитета в республике стремительно закрывались заводы, фабрики, предприятия строительства и транспорта, на глазах разваливались колхозы и совхозы. Десятки, сотни тысяч квалифицированных специалистов, рабочих, служащих оказывались не у дел.
    Пополнять и без того многочисленные отряды безработных выпускниками средних школ в тех условиях было чрезвычайно опасно. Молодежь надо было срочно чем–то занять. Единственным выходом на тот момент оказалось продолжение учебы. Что с того, что никто тогда не знал, не задумывался, да никого, по большому счету, и не интересовало, какой уровень образования и квалификации будет у этих, с позволения сказать, специалистов, дипломы какого качества получат, будут ли эти специалисты востребованы на внутреннем и внешнем рынке труда.
    Как обнаружилось, новоиспеченная власть суверенной республики жила одним днем, по принципу: после нас хоть потоп. Это сказалось не только в системе высшего образования. То же самое (если не хуже) наблюдалось и с внешними займами, и во внешнеторговых отношениях, и с ведением экономической и кадровой политики…
    Вот как характеризовал положение дел в рассматриваемой нами сфере один из наиболее компетентных и сведущих в этом вопросе людей, президент Международного университета Кыргызстана, председатель Союза ректоров КР Асылбек Айдаралиев в статье, опубликованной год назад: “После развала СССР высшее образование Кыргызской Республики переживает глубокий кризис, охвативший всю его систему. Отсутствие государственных приоритетов (ликвидация государственного заказа на специалистов), недостаточное финансирование, основанное на жесткой постатейной системе контроля, доставшейся в наследство от советского строя, сводят на нет любые инициативы по развитию ресурсной базы и повышению качества образования.
    Заметное ухудшение подготовки специалистов приводит к невостребованности и неприспособленности выпускников к сложившимся современным условиям. Создание порочного круга — образование ради образования — подменяет собой истинное предназначение вузов — целенаправленную подготовку профессиональных специалистов для Кыргызстана”.
    Думается, вряд ли кто отважится поставить эти слова уважаемого академика под сомнение.
    Весьма далек от желания кого–либо обидеть. Просто констатирую факт. Наблюдая за некоторыми из молодых коллег, окончивших университеты в последние годы и работающих на радио, телевидении или в печатных СМИ, поражаюсь их вопиющей неграмотности, чудовищному невежеству и удручающей нелюбознательности. Но на много ли лучше обстоят дела в других сферах деятельности?
    Помню, в какой ужас пришли члены комиссии, проверяющие еще в советские времена уровень подготовки студентов последнего курса физико–математического факультета тогда еще Пржевальского пединститута. Решая простейший пример 1/2 + 1/3, который обязаны были решать ученики 5 класса, завтрашние учителя физики и математики умудрились получить в итоге 2/5.
    Ладно еще, когда из стен университетов выходят такие преподаватели математики, когда юные создания, избравшие для себя делом жизни журналистику, не в ладах с орфографией и пунктуацией, путают Бабеля с Бебелем, Гоголя с Гегелем. Плохо, конечно, но не смертельно. Куда хуже, когда врач не в состоянии установить больному точный диагноз и лечит больную печень препаратами от сердца, а приступ острого аппендицита средствами, простите, от геморроя.
    Это я к тому, что были отобраны лицензии у Азиатского медицинского института, обосновавшегося в цементно–шиферном Канте, у Джалал–Абадского государственного университета по специальностям лечебное дело, фармация, высшее сестринское дело, у Кыргызско–Узбекского университета в г.Оше по специальностям лечебное дело, медико–профилактическое дело, фармация. Нужно ли говорить, что неквалифицированный и невежественный врач сродни потенциальному убийце.
    Или, скажем, из 54 вузов и филиалов 18 занимались подготовкой будущих юристов, но лишь 5 из них, по итогам комплексной проверки, соответствуют требованиям стандартов и имеют право обучать правоведов. Тут вот какие напрашиваются вопросы: нужно ли Кыргызстану такое число юристов, какое ежегодно выпекали эти 18 псевдовузов, и нужны ли обществу именно такие законники, которых готовили 13 заведений, не имевших на то права?
    Хочу сказать, что само по себе беспрецедентное решение Минобразования отозвать лицензии у 19 учебных заведений на право заниматься образовательной деятельностью совершенно справедливо и возражений не вызывает. Ничем нельзя оправдать то, что недобросовестные, а то и откровенно невежественные люди под прикрытием профессорской мантии и университетской крыши плодят сонм невежд. История неоднократно доказывала правоту слов Маркса: “Невежество — это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной еще многих трагедий”.
    Все так. Но как у всякого благого дела, есть тут и оборотная сторона. Решение об отзыве лицензий было встречено в штыки не только руководством попавших в черный список учебных заведений, но и студентами, а также их родителями. Ведь большая часть студентов закрывающихся учебных заведений должна быть переведена из Оша, Джалал–Абада, Нарына, Баткена в Бишкек. А это дополнительные (и весьма серьезные) финансовые расходы, проблемы с проживанием, поскольку общежитий во всех наших вузах не хватает. Серьезная головная боль как для самих студентов, так и для преподавателей и то, что в разных вузах одна и та же специализация преподается по разным программам и методам. Как все это совместить? Не секрет и то, что хотя мы и говорим, что в столичных вузах у студентов низкий общеобразовательный уровень, но у периферийных он заметно ниже. Смогут ли переведенные студенты быть на равных со сверстниками в новых условиях?
    Кстати, 26 августа в Минобразования прошло совещание заместителя руководителя администрации президента Медета Садыркулова с ректорами 15 ведущих вузов г.Бишкека. Главная тема — перевод почти 17700 студентов по 105 специальностям из вузов, в которых отзываются лицензии, в другие учебные заведения.
    Безусловно, прав ректор БГУ экономики и предпринимательства Т.Камчыбеков, заметивший, что, как правило, проблемы создают сами руководители вузов, которые стремятся всеми правдами и неправдами сохранить денежные потоки, вливающиеся в их учебные заведения. Разумеется, прав и ректор КГУСТА А.Абдыкалыков, говоря, что для подъема экономики республики необходимо прежде всего обеспечить страну качественным образованием и готовить квалифицированных специалистов нужных республике профилей. Все так. Однако не следует сбрасывать со счетов и то, что ни для одного из этих без малого 18 тысяч юношей и девушек процедура перевода безболезненно не пройдет. Для кого–то она окажется драмой, для кого–то, не исключено, обернется и трагедией. Видимо, в Минобразования должны были учесть эти моменты, ведь речь идет о судьбах живых людей, причем молодых, вступающих в самостоятельную жизнь. Нельзя их безжалостно ломать через колено. Наверное, не было бы большой беды для системы образования и экономики страны, если в некоторых вузах по роду специальностей запретили бы с этого года прием студентов, ну а тем, кого уже приняли в прежние годы, дали спокойно доучиться. Нужен был взвешенный, дифференцированный подход. Конечно, шашки наголо и рубить сплеча всех подряд легче и проще. Но всегда ли такой подход оправдан и учитывает интересы живых людей? Наверное, именно в силу этого отдельные ректоры вузов подняли вопрос об отставке министра Досбола Нур уулу.
    Считаю нужным еще раз подчеркнуть: речь идет лишь о частностях. В целом повышение требовательности к уровню образования вообще и высшей школы в частности мера крайне необходимая. Ошибки, допущенные на заре суверенитета в этой сфере, нужно и должно исправлять. Начатое в этом направлении серьезное и ответственное дело ни в коем случае нельзя оставлять на полпути. Будем помнить: невежество — демоническая сила!
    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.

    


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/15412/


Распечатать: Без права плодить невежд РаспечататьОставить комментарий: Без права плодить невежд Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Без права плодить невежд Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007