Жены на очереди
Неплохо очень иметь три жены…
По статистике, на одного холостого мужчину сорока лет от роду в нашей стране приходится три незамужних дамы. Большинство их, как показывает социологический опрос, не прочь выйти замуж и за человека, обремененного брачными узами.
Да и мужчины, коли позволяет кошелек, не против расширения семейного фронта. Вот и выходит, что наша республика, где многоженство преследуется по закону, давно и прочно удерживает третье место в Центральной Азии по количеству многоженцев. Опережают лишь Узбекистан и Таджикистан. Кстати, в том же Иране, где многоженство официально разрешено согласно законам шариата, всего 3% мужчин имеют по две и более жены.
Салиджан Кайрафудинов называет себя “султаном”. В тридцати километрах от столицы раскинулась его вотчина — белокаменный трехэтажный дом с колоннами, яблоневый сад и пруд, где плавают лебеди.
Территория обнесена многометровым кирпичным забором. Негоже посторонним глаза пялить на чужих жен. А их у Салиджана пять. Самой молодой — 18 лет, зовут Зухра. Средней, Хасиме, — 20, Азизе — 22, Согдиане — 25, а старшей и главной 35 лет. Зовут ее Тамара.
Женщины живут дружно, не ссорятся и баталий из–за мужа не устраивают.
Жизнь течет размеренно. Утро начинается с того, что одна из жен подметает двор и готовит завтрак. График дежурств по дому женщины продумали сами. Салиджан в эти дела не вмешивается. Его дело содержать семью, кстати немаленькую. Каждая из жен уже успела произвести на свет младенца. Так что Кайрафудинов — многодетный папаша. Старшему сыну, что от Тамары, уже шестнадцать, а самому маленькому, от Зухры, — всего полгодика.
Так получилось, что все жены Салиджана подарили ему мальчиков, наследников, чем он безмерно гордится.
— Мы всех детей одинаково любим, не делим их на своих и другой жены. Я вот даже кормила маленького Саида, когда у Зухры молоко пропало, — рассказывает Хасима. — Муж нас не обижает, всех любит, всем дарит подарки. Тамара для нас старшая, мы ее слушаем. Она тоже очень добрая и к нам относится по–матерински.
Тамара на правах старшей распределяет домашние обязанности, но и сама трудится наравне со всеми, сидеть сложа руки не привыкла.
— Я вышла замуж в семнадцать. Нас в загсе не регистрировали, по мусульманским обычаям выходила, — рассказывает Тамара. — Помню, когда Салиджан сватался, я едва школу закончила. все советовали, жених завидный, смотри, не прогадай. У нас тогда туго с деньгами было: отец–инвалид, мать надрывалась на работе. и нас семь дочерей, куда девать? Пришлось выходить.
Гарем на обочине
Тамара вспоминает, когда мулла совершал брачный обряд, она безостановочно рыдала. Ей, семнадцатилетней девушке, тридцатипятилетний Салиджан казался стариком. А еще у него были золотые зубы. Рот жениха сверкал, как начищенный самовар. Коронки из благородного металла раздражали молодую до желудочных колик. Но выбирать особо не приходилось. Что родители сказали, то она и сделала. Мать с отцом ее благословили, они были счастливы, что хоть одна из семерых пристроена, за приличного человека замуж выходит.
Салиджан и правда оказался хорошим мужем и почтенным зятем. Семью Тамары поддерживает. Даже помог пристроить ее сестер, то есть удачно выдать замуж. Супруг сразу предупредил Тамару, что с одной женщиной он жить не умеет. Отец и дед имели несколько жен и его так воспитали — одна хозяйка хорошо, а три лучше. “Имей в виду, я должен жениться минимум три раза. Средства для этого есть. И не вздумай перечить, будет, как я скажу”, — говорил расстроенной Тамаре Салиджан.
Когда в первый раз женщина услышала, что ее благоверный собирается привести в дом еще одну супругу, первая мысль была забрать сына и вернуться к родным. Но, призвав на помощь разум, женщина решила не спешить. В отчий дом всегда успеется, сейчас не средневековье, авось родители не прогонят дочь с внуком только за то, что та решила развестись с неверным супругом. Но на что жить? Тамара ни одного дня не ходила на службу, диплома о высшем образовании не имела, лишь аттестат об окончании школы. С отличием, правда, но этого мало, чтобы устроиться на приличную работу.
Проплакав две ночи, женщина решила остаться. Характера она неконфликтного, авось уживутся со второй женой. Особой любви к мужу Тамара никогда не испытывала, да и супруг не пылал страстью, зато они уважали и ценили друг друга. У них рос замечательный мальчик. Так что ссориться с Салиджаном Тамара не собиралась. Вторую жену она приняла сдержанно, третью приветливо, четвертую, как давнюю подругу, а пятую и вовсе за дочь считает.
— Салиджан потом каждый год женился. Вот последняя, Зухра, очень милая девушка. Скромная такая. Я уже не переживаю. Наоборот, мне хорошо, забот по дому меньше, да и веселее, когда народу больше. Молодые девушки такие хохотушки. Вы, наверное, не поверите, но я люблю их всех, как собственных дочерей. Аллах не дал мне девочку, а я так хотела. Зато теперь у меня их целых четыре. Красавицы все как на подбор. У мужа всегда был хороший вкус, — признается Тамара.
Сами девушки оттого, что согласились выйти замуж за Салиджана, зная, что у него есть жена, да не одна, тоже особо не переживают.
— Сейчас мужчин мало, приличных вовсе не осталось. Аллах велел делиться. Почему если хороший человек, то должен только одной доставаться? Пусть всем счастье будет, — говорит Согдиана, вторая жена Салиджана.
Вот так и живут большой дружной семьей Салиджан и его женщины. Пока никто не жалуется. Что касается супруга–многоженца, то тот и не думает скрывать, что под сводами белокаменных палат расположился целый гарем.
В УК республики имеется статья, согласно которой любитель полигамных браков может загреметь за решетку на два года. Однако Салиджана уголовным кодексом не проймешь. Как можно наказывать мужчину, если он никому не причиняет зла? Своих жен любит, обеспечивает, балует, за что ж его в тюрьму? Спросите, откуда деньги? У Салиджана небольшой бизнес, налоги, как он уверяет, платит исправно. Словом, Кайрафудинов вполне успешный предприниматель, баловень своих жен и многодетный отец.
Многоженство не порок
Салиджан не единственный многоженец в Кыргызстане. Как показывает практика, почти 70% браков, особенно на юге, полигамные.
Если это зажиточный дехканин, то у него, как правило, две, а то и три жены. Старшие именуются байбиче, а младшие — келин. При этом многоженцы ссылаются на священную букву Корана, Аллах разрешает до трех раз жениться, следовательно, сие есть не порок, а лишь послушание и преклонение перед словом Всевышнего.
Действительно, в священной книге мусульман упоминается о том, что мужчина имеет право жить с тремя и более женщинами, если он в состоянии их обеспечивать, в противном случае многоженство признается грехом.
— Наша организация выступает за узаконение многоженства. Вы посмотрите, почти 80% мужчин изменяют своим женам, имеют семьи на стороне. Зачем все это? Если столько народу страдает, жена, дети и та женщина, что сожительствует с ним негласно. Поэтому мы и предлагаем принять закон, разрешающий мужчине жениться несколько раз, не расторгая прежние браки, — говорит Жамал Фронтбек кызы, председатель общественного объединения женщин ислама “Мутакалим”.
Мужчины горячо поддерживают желание красавиц вернуться к прежнему укладу жизни женщин Востока. Некоторые решили доказать на деле, как они ратуют за многоженство. К сторонникам полигамного брака примкнули некоторые чиновники, даже среди депутатов имеются три народных избранника, в особняках которых заведены гаремы. Омбудсмен Турсунбай Бакир уулу еще в бытность депутатом заявлял, что он за многоженство. Это не зазорно и не аморально, да и для здоровья полезно.
— Сегодня не только в Бишкеке, но и в других наших городах снять проститутку не проблема. Государство не может обеспечить их работой, поэтому они вынуждены идти на панель. Многие из них были бы согласны стать вторыми, третьими, четвертыми женами, лишь бы не становиться на порочный путь. Поэтому, если государство пойдет навстречу в решении этой проблемы, я думаю, всем будет только польза. При этом мы еще и сохраним наш генофонд, — говорит акыйкатчы.
А вот председатели кризисных центров помощи женщинам, наоборот, против. По словам Бюбюсары Рыскуловой, председателя центра “Сезим”, 90% женщин из тех, кто обращается к ним за помощью, стали жертвами двоеженцев. Когда бедняжки выходили замуж, они не подозревали, что им придется делить супруга и семейный очаг с еще несколькими женами.
Многоженство не одобрено государством, и браки, что совершаются по мусульманским обычаям, официально не регистрируются, следовательно, они недействительны. А если муж, к примеру, решил развестись, выгнать жену из дома, она не может претендовать на алименты, ее ребенок будет признан незаконнорожденным.
Желание — не закон, а закон — не указ
Ни одного мужчину, у которого три жены, еще в тюрьму не упрятали.
Представители “Мутакалим”, кто участвовал в обсуждении проектов Конституции, настаивали внести статью, разрешающую многоженство. Сильная половина пока отмалчивается.
В Таджикистане, где 150 тысяч мужчин погибли во время гражданской войны, разрешено многоженство. Для восстановления и пополнения нации, так сказать. В Кыргызстане же полигамные браки превратились в непризнанную реальность. Мер, предотвращающих подобные союзы, пока не ввели.
Дарья МАЛЕВАНАЯ.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/15235/