Дорогу осилит идущий, или год спустя
Четырнадцатого августа исполняется ровно год президентства Курманбека Бакиева. И этой дате будет, как и положено, уделено много внимания, ибо прошедший год был для нас необычным, тревожным, полным эмоций и надежд. Мы пережили радости и печали, взлеты и падения. И сегодня наверняка каждый из нас задается вопросом: что же сделано за это время?
После революции страну окутала атмосфера митинговщины и оппозиционности, которой не преминули тотчас воспользоваться некоторые политические силы, прежде всего те, которые в одночасье потеряли власть или проморгали революцию. Политические баталии и страсти стали ходовым общественным товаром, который активно предлагали, покупали и продавали. Этот процесс захлестнул всех и вся, многие жаждали крови и очередной революции, общество начало делиться на революционеров и нереволюционеров, наиболее агрессивная часть его взяла моду перманентно устраивать акции гражданского неповиновения при любом удобном случае.
Многие наблюдатели прогнозировали скорый распад нашей государственности и начало гражданской войны или установление диктатуры. И в этих условиях Курманбек Бакиев стремится сохранить тандем с Феликсом Куловым, несмотря ни на что, приглашает парламент к сотрудничеству в принятии необходимых законов и формировании нового правительства, гарантировав ему деятельность до истечения срока, на который парламентарии были избраны. Одновременно он не торопится заменить кадры акаевской системы. Эти и другие бакиевские подходы шли в разрез с позициями главных революционеров. Президент Бакиев практически не идет на компромисс, не либеральничает, как Аскар Акаев, с оппозицией и общественностью, к ним на диалог, каким бы неприятным или тяжелым он ни был. Старается не увиливать от трудных вопросов, отвечает исходя из собственных убеждений, даже если видит, что наживет себе врагов или новых политических оппонентов. Порой кажется, что президент сознательно дает толчок к усилению оппозиционных сил, к прозрению гражданского общества. Прозорливость Курманбека Бакиева в том, что он прекрасно понимает, что с сильной оппозицией работать очень тяжело, порой невозможно, но именно сильная оппозиция и зрелый гражданский сектор — необходимые атрибуты любого демократического государства.
Президент Бакиев вопреки общественному мнению, которое, кстати, в большей мере зависело в этот период от активности гражданского сектора и деструктивной деятельности оппонентов народной революции, не только сохранил кадры прежней системы, но и выдвинул их на важные государственные участки. После революции все ожидали резких перемен в кадровой политике. Перманентно на различных форумах слышались упреки в адрес Курманбека Бакиева в том, что в “Белом доме” сидят все акаевские приспешники и что надо их всех поменять. Эти настроения распространялись в регионах, где на местах стихийно устранялись местные руководители и вместо них различные группировки назначали своих людей, что привело к многовластию и почти полностью парализовало местные властные структуры. И в этих условиях президент не только сохранил хладнокровие, но последовательно и принципиально выводит регионы к правовому полю. На мой взгляд, он не только не позволил углубиться анархии, но и упрямо выстраивал схему государственного строительства. Бывали эпизоды, когда он был вынужден назначать тех, кого предлагали ему близкие люди или политические группировки. Нет, он не отказывал, но и поблажек не делал. Всем руководителям исполнительной власти президент дал два года, чтобы выправить положение на своих участках.
Год прошел, но уже сегодня ясно, что спрос будет жестким и публичным. С одной стороны, президент в принципе не стремится сформировать свою команду, тем самым показывая, что он открыт и хочет работать со всеми, независимо от прошлых заслуг и нынешних убеждений. С другой стороны, он четко очертил критерии, по которым намерен оценить работу нынешних руководителей исполнительной власти. В своей работе он, возможно, не очень афишируя, незаметно для глаза, уделяет пристальное внимание привлечению к управлению государством нового поколения руководителей. Посмотрите, как бы его ни критиковали, он всего лишь за год практически поменял все руководящее звено государства, особенно наглядна сфера внешней политики. Это в какие времена наши карьерные дипломаты могли стать послами и достойно представлять нашу страну за рубежом? Ожидаю, что и по этому поводу наши оппоненты укажут нам на назначенных некарьерных послов. Но не следует забывать, что дипломатия — это не только умение держать правильно нож с вилкой, но и умение искусно говорить, мыслить и анализировать.
После революции всем стало ясно, что задачи, которые выдвинула сама революция, нельзя реализовать без изменения конституционных основ нашего государства. Старая Конституция, которая была не раз перекроена Аскаром Акаевым, оказалась не соответствующей новым условиям. Идея принятия новой Конституции возникла сразу после революции, причем все расходились по трем принципиальным вопросам: какое место должен занимать в новой Конституции президент? Как должна распределяться власть? Как должен формироваться парламент? Оппоненты Курманбека Бакиева старались обвинить его в том, что он как президент не способствует быстрейшему решению данного вопроса и, мол, специально затягивает конституционные реформы, чтобы единолично править государством. На самом деле именно президент призывал всех к серьезной работе, чтобы совместно с народом, политическими партиями и экспертными группами разработать необходимые проекты, провести их широкую общественную и парламентскую экспертизу и затем перейти к форме принятия новой Конституции. По его мнению, новая редакция основного Закона должна создавать долговременную систему государственного и общественного развития, она должна быть защищена от соблазнов бесконечного ее перекраивания. Исходя из этого, он просил депутатов и общественность без спешки и келейности приступить к разработке проектов новой Конституции. Оппозиционно настроенные силы в чем только его не обвиняли. Сначала часть депутатов устремилась к написанию текстов проектов Конституции, стремясь стать “отцами” новой кыргызской Конституции. Но, видя, что дело это непростое, решили передать его президенту, безапелляционно потребовав, чтобы именно он возглавил Конституционное совещание, хотя сразу же после революции парламентарии в одностороннем порядке образовали Конституционное совещание, избрав председателем “заслуженного юриста” экс–спикера О. Текебаева. И в этой ситуации президент страны, как бы ни был занят восстановлением разрушенной государственности и экономики, возглавил это совещание. Причем он своим указом сделал его более представительским и по характеру общественным, были созданы необходимые группы с учетом их взглядов и подходов, сделано соответствующее экспертное обеспечение, созданы соответствующие условия для деятельности совещания.
В результате огромной организационно–технической работы были отработаны методика и критерии подготовки проекта Конституции, определены жесткие сроки всенародного обсуждения ее проектов. Однако кое–кому показалось, что Курманбек Бакиев пишет новую Конституцию под себя, чтобы стать чуть ли не диктатором, как будто у нас не было мартовской революции, не сбежал Аскар Акаев, наступив на “народные” грабли, как будто Курманбек Бакиев и не был лидером мартовской революции, которому народ доверил высшую государственную власть. И в этом случае президент продемонстрировал удивительный либерализм и демократизм, передав почетную функцию председателя Конституционного совещания своему революционному соратнику Азимбеку Бекназарову, который сейчас олицетворяет непримиримую оппозицию Курманбеку Бакиеву. Кажется, президент всем хочет сказать: не важно, кто напишет Конституцию, кто станет отцом кыргызской Конституции, главное, она должна быть народной и служить нашему народу много лет.
При Акаеве мы неустанно говорили, что хотим построить демократическое государство, но наша неустанность как–то незаметно в нас угасла и мы стали просто повторять то, что нам твердили. По сути, мы стали заложниками псевдодемократов. Демократия у нас умерла, не успев родиться. Мы все помним, как выбирали депутатов, как голосовали на референдумах, и многим было в принципе наплевать, кого выберут и что протащат. Нам нужно было кормить свою семью, поднимать детей, бороться с чудовищным наступлением нищеты, люди отчаянно бились за свою жизнь и жизни своих близких.
И в этих условиях многим было не до высоких материй. Виноват ли народ, который поверил своему первому президенту, безоговорочно и терпеливо идя за ним? Виноват ли народ, что его в самый решающий момент предательски бросил президент?
Мы много можем говорить о том, чего не сделал еще Курманбек Бакиев за один лишь год. Я искренне убежден, что за этот год он сделал то, что нельзя измерить никаким аршином — он возвратил людям веру в жизнь, создал механизм участия каждого человека в решении тех вопросов, которые его касаются. И пусть эти формы социальной активности наших людей носят порой убогий характер. Важно, что эти процессы народного самовыражения, под чьей бы режиссурой они ни проходили, имели место в нашем обществе. И Курманбек Бакиев не только не осуждает их, более того, относится к ним с пониманием как к проявлению народной демократии. Наш народ не по дням, а по часам зреет, и этому процессу президент придает какой–то незримый, но необходимый импульс, и люди это чувствуют.
Помнится, при А. Акаеве старались не упоминать о наших гражданах, которые в поисках лучшей доли уехали в Россию или Казахстан. Власти не хотели позориться, потому что нужно было отвечать на вопрос: почему они уезжают? Слава Богу, при нынешнем президенте не только не скрывают эти факты, но и стремятся уточнить цифры, чтобы на государственном уровне оказать нашим соотечественникам помощь. К сожалению, наиболее трудоспособная и предприимчивая часть нашего народа рыщет по миру вот уже много лет, чтобы прокормить свои семьи. Радует, что некоторые возвращаются в Кыргызстан в надежде на лучшее. Президент знает, что эта тенденция не будет сохраняться, пока не заработают заводы и фабрики здесь, у нас в Кыргызстане, пока не будут созданы новые рабочие места в производственной сфере или торговле. Курманбек Бакиев не устает повторять, что без развития производства и предпринимательства нам не решить накопившиеся социальные проблемы. Президент поставил жесткие задачи перед всеми ветвями власти в кратчайшие сроки поднять производство, увеличить доходную часть бюджета, создать новые рабочие места и повысить социальную защиту незащищенных слоев населения. Несмотря на критику и стремление некоторых политических сил дестабилизировать ситуацию, результаты налицо: впервые за последние пятнадцать лет строятся многоквартирные дома, восстанавливаются заводы и фабрики, медленно, но уверенно растет производство, повышаются пенсии и заработная плата. Аскар Акаев обещал превратить Кыргызстан в азиатскую Швейцарию. Президент Бакиев таких обещаний не дает, он как производственник изо дня в день занимается решением рутинных, но нужных людям хозяйственных вопросов, пытается убедить всех перейти к созиданию и хотя бы временно прекратить политиканство. Может, он не говорит так красиво, как Аскар Акаев, может, его команда не пишет толстые красивые отчеты о достижениях. Но он умеет заставить работать всех, причем не задевая их человеческого достоинства. Ошиблись те, которые сразу после мартовской революции считали его мягким. Все акимы и губернаторы уже поняли, что им надо не отчитываться перед ним, а успешно работать во имя людей, и тогда Бакиев их оценит. Может быть, в этом лучшая судьба нашего народа, что президентство доверили настоящему производственнику и крепкому хозяйственнику, потому что он в отличие от предыдущего президента, прежде чем что–то где–то ломать или строить подумает о людях, которые там живут и работают.
Сарпаш ЖЕДИГЕР.
Фото Владимира ПИРОГОВА.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/15073/