Меняем вывеску НК “Альянс” на “Газпром”
В скором времени начнется смена вывесок на 77 автозаправочных станциях НК “Альянс” по всей республике. Эта российская компания, доминировавшая на кыргызском рынке горюче–смазочных материалов последние семь лет, продала свой бизнес “Газпрому”.
Сделка была закрытой и произошла в Москве. В нее, по словам одного из сотрудников “Альянса”, до самого последнего момента даже руководители кыргызского филиала компании не хотели верить, почему и отказывались давать какие–либо комментарии по этому поводу журналистам. Президент фирмы Улан Базаркулов, которого мы пытали, продали они АЗС или нет, клятвенно заверял, что такого не может быть. Да и сама сумма сделки вызывала у него сомнения.
Теперь в бывшем офисе НК “Альянс”, ставшем сегодня штаб–квартирой ОсОО “Газпром нефть Азия” и где недавно коллективу представили нового генерального директора — в этом качестве выступает Болот Абилдаев, уже не скрывают того, что являются сотрудниками новой российской компании. Кстати, сама структура и люди остаются, меняются лишь вывеска и владельцы.
В свое время приход НК “Альянс” на наш рынок сопровождался активной скупкой действующих и строящихся АЗС в столице. Позже российский инвестор пошел завоевывать глубинку. По нашим сведениям, цена на станции колебалась от 50 до 150 тысяч долларов в зависимости от степени раскрученности объекта и месторасположения. Если даже учесть, что “Альянс” немало денег вложил в благоустройство станций, то все равно продажа 77 АЗС и нескольких нефтехранилищ за 99 млн. долларов по нашим меркам дала огромную сумму. Правда, откуда взялась эта цифра, никто не знает. Сами виновники купли–продажи ничего по этому поводу не говорили — сделка–то была закрытой.
Смена одного иностранного инвестора на более крупного — явление для нашего рынка закономерное. В свое время в Кыргызстане пытался закрепиться “Лукойл”, но эта задача оказалась по плечу президенту НК “Альянс” господину Бажаеву, который параллельно с нефтяным бизнесом занимался производством сахара и переработкой хлопка, а с недавних пор и развитием телевидения. Эти объекты так и остаются в сфере его экономических интересов.
Стоит заметить, что НК “Альянс”, которая на рынке ГСМ занимала около 40 процентов объема и справедливо считалась монополистом, во многом определяла цены на бензин и дизельное топливо и потому активно боролась с контрабандой. Будучи крупным налогоплательщиком, в 2005 году компания перечислила в бюджет более миллиарда сомов, она достаточно успешно лоббировала свои интересы в правительстве и парламенте. Именно благодаря “Альянсу” были значительно снижены ставки акцизного налога и налога на продажу.
Теперь, по всей видимости, эта роль по наследству переходит новой структуре — компании “Газпром нефть Азия”.
Лариса ЛИ.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/14987/