Подспорье или панацея?
В повестку дня очередного заседания Совета безопасности внесено обсуждение чрезвычайно важных для государства проблем трудовой миграции. На днях секретарь Совбеза Мирослав Ниязов и чиновники профильных министерств в рамках подготовки к совету обсуждали значение, плюсы и минусы трудовой миграции для нашей страны.
Начал Мирослав Ниязов с экскурса в глубь времен, отметив значение миграции в истории как важнейшего инструмента глобального демографического регулирования человечества. В XIX веке более 60 миллионов европейцев мигрировали в Новый Свет, а в шестидесятые годы XX века демографический взрыв в южном полушарии привел к громадном притоку мигрантов в Европу. “Миграция, — подчеркнул М. Ниязов, — это объективная закономерность, с которой мы должны считаться”. Преимущества и потери от миграционных трудовых потоков имеют как отправляющие, так и принимающие страны. К плюсам принимающей стороны можно отнести конкурентоспособность производимых товаров, потому что снижаются издержки по причине дешевизны иностранных рабочих рук. Вследствие прибытия новых потребителей стимулируется рост производства в стране при повышении спроса на товары и услуги, а также дополнительная занятость. Импорт квалифицированной рабочей силы позволяет сэкономить на затратах в образовании и обучении кадров. В случае кризиса и безработицы иностранные кадры служат амортизатором напряженности. Также экономией для страны является то, что они не обеспечиваются пенсиями и не становятся объектами социальных программ. К минусам можно отнести рост социальной напряженности на рынке труда, случающуюся национальную неприязнь.
Для страны–экспортера рабочих рук преимуществом является поступление от мигрантов в страну свободно конвертируемой валюты. По данным МВФ, средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20 %, услуг — 50 %, а кадров — значительно выше. М. Ниязов привел в доказательство статистику по разным странам. В Югославии в 80–е годы прибыль от экспорта товаров и услуг ежегодно составляла 2,5 млрд. долларов, а от экспорта рабочей силы — 3,5 млрд. Египет от эксплуатации Суэцкого канала имел в год 970 млн. долларов, от туризма — 600 млн., а переводы мигрантов составили более трех млрд. долларов. В Йемене такие поступления в отдельные годы в 30 раз превышали объем экспорта. На начало 90–х годов около 40 стран мира получали от мигрантов из–за рубежа не менее ста миллионов долларов ежегодно.
Не отстал в этом смысле и Кыргызстан, который в виде денежных переводов получает от своих мигрантов не менее 300 млн. долларов за год. Эта сумма зарегистрирована официально, по данным банков республики. Но надо прибавить к ней еще и средства, привозимые людьми лично и потраченные в республике. “Можно с уверенностью сказать, что эти средства мигрантов формируют еще один государственный бюджет страны. Надо рассматривать миграцию не как негатив, а как объективный фактор и использовать его в русле наших интересов”, — сказал секретарь Совбеза.
К тому же экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов в своей стране и, соответственно, социальное напряжение в обществе. Да и эмигранты в стране пребывания приобретают новые трудовые навыки, знакомятся с передовой организацией труда.
А вот главным негативом стран–экспортеров рабочих кадров становится “утечка мозгов”, потеря высококвалифицированной категории работников для своей экономики. Это чрезвычайно важный фактор для Кыргызстана, особенно в строительстве, медицине, сельском хозяйстве, педагогике.
Если затронуть уровень зарплаты мигрантов, то выше всех платят им в Швейцарии, ФРГ, Италии, США, Японии, Бельгии. Из развивающихся стран наиболее востребованы приезжие кадры в ЮАР, Кувейте, Израиле, Малайзии. Самые крупные переводы от эмигрантов поступают из США, Японии, Германии. А наиболее привлекательными для трудовых мигрантов являются Южная Корея, Саудовская Аравия, Венесуэла.
Для нашей страны выгодой является еще и то, что через несколько лет эмигранты возвращаются, обогащенные новыми знаниями и навыками, чем приносят большую пользу экономике и привносят динамизм в целые отрасли.
Чем озабочен мир в сфере трудовой миграции сейчас? Необходимостью регулирования этих процессов. Такой опыт есть, и республике стоит его воспринять. К примеру, в США есть несколько служб миграции и натурализации. Они следят за соблюдением правового режима въезда иностранцев, определяют их влияние на рынок труда, их благонадежность, квалификацию. Только после рассмотрения всех вопросов въезжающему гастарбайтеру предоставляется право въезда в страну.
Что главное для Кыргызстана в сфере трудовой миграции? Обеспечение правовой и социальной защиты нашим гражданам. Этому может послужить ряд международных договоренностей по координации совместных усилий по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных процессов.
“Государство может и должно инициировать трудовую миграцию, тем самым снижая напряженность на рынке труда и создавая благоприятные предпосылки на будущее. Надо идти не по пути ужесточения процесса, а гибкой либерализации и регулирования миграции”, — заключил М. Ниязов.
Айгуль Рыскулова, глава Госкомитета по миграции и занятости, лишь частично поддержала М. Ниязова. Она не стала оспаривать положительное влияние миграции на экономику, но добавила, что надо не забыть и про риски. Зная как профессионал ситуацию на рынке внутренней и внешней миграции, она привела многие противоречивые факты.
Опять встал вопрос о недостоверности статданных по рынку труда и занятости за 15 последних лет. Дозированнность и фильтрованность информации приводила к выводу, что уровень безработицы в стране никогда не превышал 4%. В мире такие цифры означают полную занятость. Реальная ситуация сегодня показывает иное. Осенью 2005 года был проведен выборочный подворный обход, и сделанные выводы просто шокировали. Безработными признали себя 493 тысячи человек, что составляет 22% всего экономически активного населения. 250 тысяч человек сообщили о родственниках, работающих за пределами страны. Сейчас общий уровень безработицы определяется с учетом не обращающихся в службы занятости, самостоятельно ищущих работу. Таковых 208 тысяч человек, или 10% всего трудоспособного населения. В регионах наиболее беспокоит ситуация с безработицей в южных областях, отдаленных территориях. Трудовая миграция в республике имеет три особенности — наличие возвратной, сезонной и маятниковой миграции.
Единственный выход обуздания безработицы и решения внутренних проблем, утверждает А. Рыскулова, это создание рабочих мест. Их отсутствие и является главной причиной миграции. “По разным сведениям, в других странах трудятся от 300 тысяч до миллиона наших граждан. 80 процентов из них работают в России и Казахстане. Нацстатком и Госкомитет проводят до 1 августа сплошной обход домов, выявляя истинное число мигрантов. Уже определено 600 тысяч безработных”, — сообщила она.
В области внешней миграции, как уже говорилось, необходима правовая защита соотечественников за рубежом. И работа эта уже переведена в практическую плоскость. В семи городах России открыты представительства Госкомитета по миграции, оказывается содействие для объединения в национально–культурные центры кыргызстанцам, живущим и в других регионах. Именно там гражданам КР могут реально помочь и защитить их интересы. С субъектами РФ и Казахстаном подписано несколько соглашений, регулирующих трудовую миграцию. Россия либерализировала свое законодательство — с 1 января 2007 года вступают в силу два закона, создающие благоприятную среду для трудовой миграции, принята программа по переселению соотечественников. Усилились и миграционные настроения.
“Сегодня внешняя миграция — это благо для национального рынка труда, — соглашается с Ниязовым А. Рыскулова. — Представьте, если все полмиллиона в одночасье вернутся в Кыргызстан — что будет?”.
В то же время, напоминает главный профи по миграции, уезжают самые активные и трудоспособные, а на их место приезжают жители соседних стран, почти всегда самые неквалифицированные, которые пополняют рынки. И страна должна правовыми мерами регулировать иммиграционный поток.
Но Кыргызстану невыгодно допустить очень большой отток наших специалистов и соотечественников за пределы страны, утверждает А. Рыскулова. Трудовая миграция должна быть стабильной, но в то же время и дозированной в части необходимых нам самим специалистов. К примеру, на строительстве Кызыл–Кийского цементного завода не хватает местных кадров определенных специальностей. Вопрос дефицита кадров тесно увязан с реформированием системы профтехобразования. Свердловская область, оказывается, готова обучить две тысячи молодых людей в системе ПТУ, но при условии обязательной пятилетней отработки в России.
Для информирования нынешних и будущих мигрантов, предотвращения стихийности и нелегальности выпущены брошюры и буклеты с необходимой информацией, открыты горячие линии по телефону и в Интернете. Начата разработка программы миграционной политики.
Сложен и вопрос пограничного контроля прибывающих–уезжающих. Для повышения достоверности данных о мигрантах были предложены техническое оснащение пограничных постов по примеру казахстанского, давно назревшее введение систем автоматизированного паспортного контроля.
Две точки зрения участников заседания и перечисленные проблемы не охватили всего спектра назревших в этой сфере сложностей и нерешенных задач. Но круг главных был очерчен. Смущает лишь одно: неужели Кыргызстану стоит в первую очередь ориентироваться на ввозимые в страну деньги в чужих карманах, пусть и честно (допустим) заработанные в дальних краях? Чего тогда стоят наши стратегические программы и проекты по реанимации экономики? В любой из перечисленных секретарем Совбеза стран упор все же идет на промышленность, агросектор, сферу услуг. А переводимые и ввозимые финансы являются для многих стран не панацеей, а всего лишь подспорьем.
Елена Мешкова.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/14911/