А судьи кто?
Судебная система — главная составляющая государства, один из рычагов демократического развития страны. Именно от ее состояния зависят отношение граждан к правовой политике, уровень доверия общества к власти. Но, увы, факты взяточничества, бюрократизма или грубых судебных ошибок подрывают не только доверие к суду, но и к государству.
В пятый раз слуги Фемиды со всего Кыргызстана собрались в Бишкеке, чтобы обсудить наболевшие проблемы, поговорить о многострадальной реформе и наметить планы на будущее. Тон форуму судей задало выступление президента Курманбека Бакиева.
— Мы собрались, чтобы открыто и честно поговорить о судебной системе, ее достижениях и недостатках и, конечно же, о перспективах ее развития, — сказал он.
Затянувшаяся судебная реформа привела к ограниченности доступа населения к судебным заседаниям, отсутствию условий для участия граждан в отправлении правосудия, к слабой законодательной базе, регулирующей процессуальное производство, подбор судейских кадров и порядок их назначения и избрания, не говоря уже о материально–техническом и организационном обеспечении.
Среди факторов, влияющих на качество, оперативность и законность принимаемых судьями решений, Курманбек Бакиев выделил прежде всего установившуюся процедуру назначения судей, и постоянные их опасения быть не назначенными на новый срок, а также влияние на них вышестоящих судебных органов, и низкую заработную плату, которая не в состоянии обеспечить действительную независимость судебной власти. К этому можно добавить абсолютную незащищенность судей от криминала.
Глава государства отметил, что территориальная и функциональная структура судов не отвечает требованиям равномерной нагрузки на них. Одни судьи чрезмерно перегружены работой, из–за чего затягиваются сроки рассмотрения дел, другие особо не утруждают себя работой.
Одна из причин сложившейся ситуации — та, что распределением дел среди судей занимаются председатели судов, которые подходят к этому вопросу по собственному усмотрению. Такой подход, по мнению Курманбека Бакиева, “является своеобразным инструментом неправомерного влияния на судей”.
Другим фактором, оказывающим негативное влияние на работу судов и на имидж судебной системы, президент считает то, что большинство судов использует устаревшие методы обработки и хранения информации, а судебное делопроизводство ведется вручную. Оформленные таким образом протоколы судебных заседаний не дословны, их содержание зависит исключительно от усмотрения судьи и секретаря судебного заседания. Судьи не имеют надлежащего доступа к правовой информации. Информационно–правовая система судов автоматизирована лишь в пяти судах, остальные 59 работают по старинке. Все это осложняет работу судов, участие граждан в судебных процессах, получение участниками судебного процесса надлежаще оформленных протоколов и решений судов, приводит к неэффективному исполнению судебных решений.
Развивая тему исполнения судебных решений, президент отметил, что судебные исполнители не всегда надлежащим образом выполняют свои обязанности или выполняют их с превышением должностных полномочий.
Кардинального пересмотра требует материально–техническое обеспечение судебной системы, поскольку средства, выделяемые из республиканского бюджета, не обеспечивают полноценного и независимого отправления правосудия.
Ежегодная потребность судов в материально–технических ресурсах удовлетворяется лишь на 40 процентов. Можно ли тут говорить о создании независимой судебной системы? Вместе с тем, подчеркнул президент, это не должно быть основанием для отдельных служителей Фемиды рассматривать свою деятельность как “своеобразный бизнес”, обеспечивающий их материальные запросы.
При этом было особо отмечено, что применение жестких мер к искоренению коррупции в судах, повышению ответственности судей за качество принимаемых решений является одной из главных задач в изменении ситуации в судебной системе. С этим связано и изыскание возможности повышения уровня оплаты труда судьям. Их обеспечение должно соответствовать конституционному статусу в обществе.
Судейское сообщество должно очиститься от случайных кадров, понимающих работу судьи как бизнес и наносящих непоправимый урон авторитету правосудия. Назначение обоснованного и справедливого наказания является важным средством борьбы с преступностью и укрепления правопорядка. Так почему судьи не всегда учитывают эти обстоятельства? Причиной может быть только некомпетентность либо прямой умысел. С такими судьями мы должны расставаться как можно скорее и без всякого сожаления, — подчеркнул глава государства.
Чтобы кардинально изменить ситуацию и пресечь злоупотребления, нужно реанимировать работу Совета судей, а рассмотрение жалоб и ее результаты, включая вопросы привлечения судей к ответственности, перевести в прозрачный режим. “Необходимо выработать такие механизмы и процедуры, которые позволили бы гражданскому обществу быть информированным о результатах рассмотрения их жалоб в отношении судей, что позволило бы повысить ответственность судей за рассмотрение дел, справедливость и законность принимаемых решений и снизить претензии граждан к суду”, — сказал президент.
Отдельно остановился он на таком аспекте, как суд присяжных.
— Введение этого института позволит решить многие проблемы — исключить инквизиционный характер суда, деятельность судьи будет заключаться в юридической оценке фактов, а наличие или отсутствие их будут устанавливать заседатели, вопросы виновности будут определять присяжные, а не судья единолично, повысится вероятность того, что присяжные вынесут более объективное решение, нежели один профессиональный судья.
Любовь Борисенко.
Справка “МСН”
Количество отмененных судебных решений остается достаточно высоким. Так, в 2005 году Верховный суд рассмотрел 1240 уголовных дел, из которых отменены: 236 решений первой инстанции, 254 — апелляционной, 51 — кассационной инстанции. По гражданским делам было рассмотрено 960 дел, из которых отменены: 148 решений первой инстанции, 115 — апелляционной, 34 — кассационной инстанции.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/14717/