Товарищ, бди, меняя бакс
Действительность такова, что валюта — и американская, и европейская — это наше все. Так что хочешь не хочешь, а жизнь свою без обменок многие из нас сегодня не представляют.
А там случается всякое. Ушлое и малоприятное в том числе. И вот дабы любой мог подстраховаться и быть во всеоружии, меняя купюры, приведем эпизоды из жизни.
История первая. Знакомый пошел на “Моссовет” обменять 200 долларов. Меняла взял купюры и исчез в неизвестности. Время шло, обменщик не возвращался — у любого бы закралось недоверие. Но тот возвратился, протянул пачку денег. Клиент пересчитал — не хватало солидной суммы. Начался банальный торг:
— А еще?
— Вот еще, — меняла согласно кивает — так уж и быть — и отсчитывает энную сумму.
Повторный пересчет: денег все равно не хватает. Только с третьей попытки меняла смилостивился выдать всю причитающуюся сумму.
Другой случай — там же, на “Моссовете”. Как только клиент протянул пачку денег, начался сильный сквозняк. Купюры красивым веером разлетелись в разные стороны. Клиент обменки их собрал, но таинственным образом недосчитался 400 сомов.
Совсем уж свежий случай, на “Дордое”. Покупатели, не рассчитав запаса отечественных денег и объема своих покупок, решили поменять стольник евро. Не с рук, а в обменке, как полагается. Тем более обменки эти на базаре не в дефиците. Однако принимать евро никто не желал. Наконец нашли согласного. Взял купюру, возвращает сомы. Опять же — куда меньше, чем надо. Покупатели на это мягко ему указали. Тот докладывает 200–сомовую купюру сверху и одновременно… вытаскивает столько же снизу! На вопрос: “Что за дела?” — психанул и вообще вернул евро: “Меняйте у другого, а мне невыгодно...”.
В одном офисе выдали зарплату. Две счастливые сотрудницы помчались менять баксы на родимые сомы. Получили на руки деньги, пересчитали, вернулись за недостачей. “А у вас фальшивая купюра была, — нагло заявили в обменнике на Московской — Панфилова. — Идите и не рыпайтесь, иначе отвечать будете за распространение фальшивок”. Взяли на испуг девчонок, те и ретировались несолоно хлебавши.
Еще один способ наколоть клиента — воспользоваться тем, что он торопится или отвлекся. Так что, если вы стоите у окошка и разговариваете по мобильнику, будьте готовы к тому, что у вас окажутся купюры совершенно не того номинала. Если это заметите, то перед вами, конечно, извинятся и поменяют на нужные.
К каким еще неожиданностям нужно быть готовым? Например, к тому, что деньги вам могут поменять совершенно по другому курсу, нежели обозначенный на стенде. Это проще простого: на уличной стороне щита проставить одну сумму (скажем, 40,4), а с внутренней — другую (40,04). Менялы объясняют разные цифры ночным курсом. Но попробуй докажи, что выданная днем в том же обменнике наличность меньше, чем ты предполагал. И потерял ты на обмене, например, полтинника баксов вроде небольшую сумму — всего 18 сомов, но если учесть, какой поток проходит ежедневно через обменки, то “левых” денег менялы делают не одну сотню долларов. Так что не стесняйтесь предварительно уточнить курс!
Кстати, менялы просто наглеют, если кто–то меняет купюру достоинством меньше стольника. Уже и полтинники относят к мелким, приводя в замешательство богатых казахов, приехавших в нашу бедную страну. И покупают полусотни по искусственно заниженному курсу. Можно, конечно, долго и пространно объяснять, что в Кыргызстане доллар — это средство накопления, а не средство обращения и платежа. Но двадцать долларов одной банкнотой не должны от этого стоить 19,7, не так ли? Кое–где уже и 50 евро — мелкая купюра.
По низкому курсу пойдут и банкноты, на которых какие–либо штампы или росписи. Или цепляются к бумажному Франклину — мол, глаз у него кривой какой–то и улыбается не так, как положено. Ну не берут их, хоть убейся! Вернее, берут, но дешево. В то время как российские банки метят купюры, равно как и эмиратовские, турецкие. Как раз те страны, куда идет основной поток туристов, предпринимателей. У нас же каждый меченый стольник баксов несет стольник сомов убытка. Казалось бы: не хочешь принимать такие деньги — так откажись, а не принимай по заниженному курсу. Кстати, обменные бюро не имеют права манипулировать ценой в зависимости от номинала. И на стенах обменок должны висеть правила, прямо говорящие об этом. Не бойтесь отстаивать свои права. Тут же, при меняле, звоните в Нацбанк — пусть лишает лицензии или применяет другие санкции к нарушителю. Поверьте, ваш звонок ему обойдется значительно дороже. Так что будьте бдительны и всегда берите чек. В случае необходимости всегда обращайтесь в Нацбанк, правоохранительные органы и общества по защите прав потребителей. А вообще лучше менять валюту в банках. Особенно крупные суммы. Мой знакомый так и поступает, утверждая, что даже если чуть–чуть потеряет на курсе, зато всегда гарантированно получит настоящие купюры, причем более свежие (если сдавать их потом, никто не прицепится).
— Как правило, в банках введены серьезные меры безопасности, — поясняет Елена Лим, начальник управления по работе с клиентами “АзияУниверсалБанка”. — Например, в нашем банке от спорных ситуаций защищены и клиенты, и сотрудники: во всех кассах ведется видеонаблюдение. Меняя деньги в банке, вы можете быть уверенным, что не получите фальшивых купюр: все денежные знаки проходят тщательную проверку. Обычно в коммерческих банках курс не зависит от номинала купюр, исключение составляют только ветхие деньги.
Еще один плюс: постоянный клиент может рассчитывать при обмене крупных сумм на скидку. Кроме этого, при конвертации в банке выдается справка о проведенной операции, в которой указывается сумма и курс обмена. Это может понадобиться при пересечении границы.
Татьяна Орлова.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/14596/