Время примерять болонские одежды
Что такое управление качеством высшего образования? Как сделать кредитную систему работоспособной? Чей опыт взять на вооружение? Насколько приемлемы болонские стандарты для технических вузов?
Эти и многие другие проблемы обсуждали на днях в КГТУ им. И. Раззакова участники международного семинара–практикума “Состояние, проблемы и перспективы обеспечения качества высшего образования в Кыргызстане в контексте Болонского процесса”, организованного Германской службой академических обменов (DААD) и Кыргызско–Российским Славянским университетом при поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики страны.
Сегодня в большинстве европейских вузов действуют многоуровневые системы обучения, применяется система сопоставимых кредитов (зачетных единиц) и решена проблема взаимно признаваемых квалификаций. Кыргызстан официально присоединился к Болонским реформам в 2002 году. Их сторонники уверяют, что наконец–то местные вузы получат долгожданную мобильность студентов, преподавателей и вузовских исследователей, признание отечественных дипломов на европейском рынке труда, свободное трудоустройство выпускников. Более консервативно настроенные убеждены, что участие в Болонском процессе ослабит многолетние традиции наших вузов. Большая же часть академического сообщества придерживается оптимальной, с их точки зрения, золотой середины: несомненные достоинства классической высшей школы должны стать опорой для кыргызстанских вузов при участии в европейских процессах. Существуют и другие точки зрения. Но бесспорно одно: болонские новации ориентируют на главное — поддержание и обеспечение современных стандартов высшего образования.
Многообразие мнений вокруг поднятой проблемы определил широкий круг участников семинара–практикума — представителей Министерства образования, науки и молодежной политики КР, Госстандарта, ДААД (Германская служба академических обменов), руководителей вузов нашей страны и Казахстана.
Тон мероприятию задало выступление первого проректора по учебной работе КГТУ Бекжана Торобекова, который дал подробный анализ состояния высшего образования в Кыргызстане и выразил озабоченность тем, что при усиливающейся конкуренции между государственными и частными вузами, увеличении их количества качество образования оставляет желать лучшего. Директор Института управления и бизнеса Кылыч Орозбаев, заместитель председателя учебно–методического совета Светлана Кочнева, начальник отдела управления качеством образования КГТУ Бурул Таштобаева поделились опытом внедрения международных стандартов и кредитной технологии в КГТУ. В их выступлениях прозвучала мысль: сегодня о качестве образования можно судить только по “продукции” — выпускникам вузов. В техническом университете решили достигать цели системно, начиная с “входа” и заканчивая “выходом” студента из университета.
Как считает Астрид Бернак, международный эксперт–консультант по Болонскому процессу из Бременского университета и Союза ректоров вузов Германии, многие проблемы, связанные с управлением качеством в сегодняшних вузах, может снять внедрение кредитной технологии обучения. По ее мнению, наиболее продвинутой программы, когда студенты и преподаватели осваивают знания в условиях большей свободы и самостоятельности, а двухступенчатая система дает возможность бакалавру быстрее адаптироваться на производстве, а затем снова продолжить образование уже в качестве магист-ранта. Присоединение к Болонскому соглашению, по мнению немецкой гостьи, позволяет совместно с другими странами Европы формировать единый рынок труда высшей квалификации, расширить доступ к европейскому образованию, обеспечить мобильность студентов и преподавателей, ввести систему степеней высшего образования с выдачей во всех странах Европы приложений к дипломам, что в конечном итоге может сыграть ведущую роль в функционировании европейского содружества. На вопрос, как быть инженерным вузам, где специфика предметов требует максимального контактирования студента с преподавателями, Астрид Бернак ответила, что едино-
образия при вхождении в Болонский процесс нет. И вообще этот процесс достаточно сложный и многогранный, но бояться трудностей не надо. Пример германских вузов свидетельствует, что преодоление их и рождает успех.
Особое внимание участников конференции привлек опыт Казахстанско–Немецкого университета (КНУ), которым поделилась проректор по учебной работе Ольга Московченко. КНУ — вуз негосударственный. Одних только партнеров у него 50, и подготовку специалистов он ведет в основном гуманитарного направления. В вузе всего 240 студентов и 50 преподавателей. Поддержка DAAD и вузов–партнеров дает возможность этому компактному вузу осуществлять самые различные образовательные и научные проекты, обмениваться студентами, программами. Университет органично внедряется в Болонский процесс. Главными условиями работы и учебы провозглашены партнерские отношения, взаимное уважение преподавателей и студентов, индивидуальный подход. Все руководствуются кодексами преподавательской и студенческой этики. К примеру, обе стороны обращаются друг к другу только на “вы”, студент не имеет права входить в учебную аудиторию после преподавателя… Оплата за обучение достаточно высокая и вносится помесячно. Но если успешный студент не имеет средств, то вуз кредитует студента.
Отбор преподавателей строгий. Сначала претендент проходит собеседование, затем проводит пробную лекцию в присутствии всех преподавателей. Строгие критерии изначально исключают коррупцию. Особые требования предъявляются к деканам, заведующим кафедрами. Знание хотя бы одного иностранного языка обязательно. Тем не менее желающих работать в вузе хоть отбавляй. Уважающие себя профессионалы приходят сюда в поисках творческой свободы и самовыражения, таких условий работы, о которых большинство преподавателей могут только мечтать.
Отлично прижилось здесь и наставничество. Старшекурсники помогают студентам младших курсов, вчерашним школьникам, быстрее адаптироваться в студенческой среде, опытные преподаватели — молодым коллегам.
Запомнилось предостережение Ольги Московченко: “Не надо строить иллюзий по поводу того, что внедрение кредитных технологий обучения автоматически принесет признание наших дипломов в европейских странах”. Невольно вспомнились беседы с представителями вузов — партнеров КГТУ — Московского энергетического института и Берлинского технического университета прикладных наук. По их утверждению, крупные технические вузы России и Германии пока воздерживаются от кардинальных решений в пользу модных тенденций в образовании. Россияне считают, что у них достаточно сильная система и с качеством образования пока все в порядке. Система образования меняться должна эволюционно, исходя из собственного опыта, совершенствуя нажитое.
Кыргызстанцы, очевидно, не должны забывать о главной особенности нашего с Россией высшего образования — ориентированности на то, чтобы выпускаемые специалисты досконально знали условия жизни своего народа, которые они призваны улучшать конкретно в Нарыне, Оше, Таласе, Токмаке и т. д., а не абстрактно — по среднеевропейским стандартам. То есть нам нужны высококвалифицированные специалисты, хозяйственники, способные работать в сложных условиях восстанавливаемых производственного и аграрного секторов республики.
Пока же на нашем образовательном поле есть вузы, которые больше напоминают коммерческие фирмы по продаже дипломов. Их выпускникам продвинуться на европейский рынок труда практически невозможно. Низкое качество образовательных услуг плохо сказывается прежде всего на нашей экономике. Европейские страны формировали свои образовательные стандарты с 70–х годов и внедрили их практически в 90–годах прошлого века, то есть процесс потребовал достаточно долгого времени и, соответственно, финансовых затрат. Сегодня у наших вузов есть возможность “примерить” на себя болонские “одежды”.
В этом плане логичным является предложение руководства КГТУ создать при техническом вузе центр, который совместно с Минобразования страны и DAAD будет координировать действия заинтересованных лиц. Центр помог бы выстроить целостную систему современного менеджмента образования, разработать четкие программы реализации главного пункта Болонской декларации — эффективного управления качеством образовательных услуг.
Галина Ким.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/14577/