Кредитор против спецадминистратора
Судебная тяжба между руководством транспортного предприятия АО “Аман Жол” и спецадминистратором обанкротившегося производственного кооператива “Азия–Спорт”, на первый взгляд, обычный спор между кредитором и предприятием–банкротом, когда в ходе судебных разбирательств выявляется сумма долга. (Речь идет о договоре, заключенном десять лет назад между сторонами, об аренде семи единиц транспортно–грузовой техники, согласно которому АО “Аман Жол” выделило машины ПК “Азия–Спорт”.) Однако целый ряд деталей и обстоятельств дела говорит о том, что банкротство и ликвидацию предприятия можно успешно форсировать по коррупционной схеме, когда кто–то может получить не только долги, но и сверхприбыли от них.
30 января этого года решением межрайонного суда города Бишкек ПК “Азия–Спорт” был признан банкротом. Это решение было оставлено в силе апелляционной инстанцией Бишкекского городского суда 27 февраля. Инициатором банкротства явилось АО “Аман Жол”, которое считало себя основным кредитором ПК “Азия–Спорт”.
Все, казалось бы, просто и понятно, и назначенный в марте этого года спецадминистратор Абиджан Тохтаев должен был приступить к процедуре ликвидации предприятия–банкрота, чтобы рассчитаться с кредиторами. И вот тут–то Тохтаев, разбираясь во всех обстоятельствах этого явно просроченного дела, отказался форсировать процесс ликвидации, тем самым вызвав на себя гнев кредитора — руководства АО “Аман Жол”, которое уже добивается отстранения спецадминистратора от выполнения его обязанностей.
Руководство АО “Аман Жол” утверждает, что банкрот обязан вернуть 5,4 миллиона сомов. Этот долг складывается из совокупной платы за четыре “КамАЗа”, один автокран (на базе “МАЗа”) и два прицепа по договору от 10.02.1997 года по сегодняшний день плюс стоимость самой техники, поскольку, как утверждает кредитор, она до сих пор не возвращена ему.
Но спецадминистратор, проведя собственное расследование, посчитал нужным уменьшить сумму претензий кредитора до 1 млн. 410 тысяч сомов. Но даже в этом случае данная сумма может быть выплачена кредитору только после того, как он предъявит надлежащие финансово–бухгалтерские документы.
В этом деле выявились прелюбопытные факты. Оказалось, что часть арендованной техники — один “КамАЗ”, автокран и два прицепа — в данное время находится на балансе самого кредитора, о чем свидетельствует справка из ОГАИ ГУВД Бишкека, а не утеряны где–то в России или перепроданы должником. Более того, выявилось, что автокран КС 3571 “МАЗ” 5334, сданный в аренду в 1997 году, только в 2001 году был приобретен “Аман Жолом” у АО “Кум Шагыл”. Следовательно, при заключении договора аренды 19 февраля 1997 года данной автомашины в собственности и распоряжении АО “Аман Жол” не имелось. Вот такая картина вырисовывается.
В межрайонном суде Бишкека под председательством Э.Байтиковой началось разбирательство по иску АО “Аман Жол” к спецадминистратору предприятия–банкрота ПК “Азия–Спорт”, обвиняемому в затягивании процедуры ликвидации и превышении служебных полномочий. Тохтаев, в свою очередь, намерен подать иск на кредитора, обвиняя его в мошенничестве, при этом спецадминистратор заявляет, что у чересчур нахрапистого кредитора имеются покровители в горкенеше и Жогорку Кенеше, которые оказывают ему поддержку.
Уже в ближайшее время мы узнаем, кто из них прав, а кто — нет. И это дело может стать во многих отношениях показательным. Вроде бы уже почти не осталось предприятий, которые можно приватизировать и, обанкротив уже на следующий день, положить солидный куш в свой карман. Как тут не вспомнить слова известного комического актера: “Все уже украдено до нас”. Но, оказывается, борьба за передел уже поделенной собственности имеет долгое продолжение, и этот процесс еще очень далек от своего завершения. Особенно когда есть возможности для хитроумных манипуляций с тем, что осталось от прежних активов, договоров, недвижимости и технического имущества, искусственно завышая долги, проценты. Как бы обкрадывая наше государство и общество снова и снова.
Замир Осоров.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/14542/