Российский узник Бишкекского СИЗО
Вот уже 10 месяцев в следственном изоляторе столицы томится известный предприниматель из России Михаил Александров
В последний раз с президентом московской компании “Аврора лайтинг” Михаилом Александровым мы встречались год назад. Тогда он приходил в редакцию нашей газеты, располагавшуюся в офисе Алмаза Атамбаева, чтобы сообщить о том, что собирается опротестовать решение о приватизации Майлуу–Сууйского электролампового завода (МСЭЛЗ) в Верховном суде. И с тех пор о нем не было ни слуху ни духу. Мы уж думали, бизнесмен в своей Москве, но недавно случайно узнали — Михаил до дома, где его ждет мама, так и не доехал, потому как почти десять месяцев сидит в СИЗО!
Что он такого натворил, совершение каких преступлений ему инкриминируется? Ответы на эти вопросы хотелось получить не от его адвоката, а от самого Михаила. Но для этого нужно было самой попасть за решетку. Оказывается, ничего невозможного нет, если договариваться с нужными людьми. Мне организовали свидание с Михаилом Александровым в СИЗО за один день, для этого понадобилось сделать два–три звонка. Но прежде чем зайти за железные ворота, где заканчивается свобода передвижения, пришлось сорок минут сидеть в машине в ожидании, когда последует “добро” на встречу.
Нас оставили вдвоем в маленькой проходной комнатушке и дали полчаса на разговор. Михаил держался бодро, в целом выглядел неплохо, лишь заметно похудел. На быт не жаловался, все время шутил и, как мне показалось, вполне освоился в чуждой для него среде. Пока мы говорили, в наш закуток то и дело заглядывали то дежурный, то смотрящий. Если бы не они и непрекращающийся лай огромных сторожевых псов, порой заглушающий наши голоса, можно было подумать, что ничего сверхординарного в этой встрече нет.
Наше знакомство с московским бизнесменом состоялось в конце 2002 года. Его компания наряду с казахскими участвовала в тендере по продаже государственного пакета акций Майлуу–Сууйского электролампового завода. Компания “Аврора лайтинг” предложила тогда самую высокую цену, однако проиграла российскому холдингу В.А.В.С. Конечно, был громкий скандал, отголоски которого до сих пор слышны, но добиться правды проигравшим участникам не удалось. Правительство отстояло свою точку зрения в судах, парламент пошумел и успокоился, а господин Столповских на правах хозяина стал управлять предприятием. Один Александров не смирился. Все эти годы пытался оспорить приватизацию в наших судах и вот добился… Теперь, сидя за решеткой, должен доказывать кыргызскому правосудию, что сам чист.
Вот что рассказал Михаил:
— Перед арестом я находился в Майлуу–Суу, когда ко мне подошел начальник местной милиции. Вежливо так говорит, что нужно поехать в Джалал–Абад, поговорить, познакомиться. В глубине души у меня шевельнулось нехорошее предчувствие, но я его погасил и, можно сказать, добровольно поехал на свою беду в областной центр “знакомиться и беседовать” с милицейским руководством. Там без всяких обвинений меня сажают в кутузку, объясняя, что пришел из Бишкека факс о задержании, и в наручниках отправляют в столицу. Вот с тех пор я обживаю нары вашего СИЗО.
Потом следователи прокуратуры предъявили обвинения по пяти статьям УК Кыргызской Республики. Ему инкриминировалось хищение: якобы на старой территории завода “Электротехник” в 2002 году он распродал имущество и тем самым нанес ущерб предприятию. Его обвинили в “вооруженном захвате”, который он якобы организовал во время одного из акционерных собраний. Хотя, по словам Александрова, процедура собрания прошла с соблюдением всех требований законодательства по ценным бумагам и в присутствии работника Госкомиссии.
На москвича завели уголовное дело по заявлению бывшего работника “Электротехника”, которого якобы буйный бизнесмен избил в отеле “Хаятт”. Причем бил несчастного ногой в область сердца. Это случилось якобы 18 февраля прошлого года, а к врачу, чтобы зафиксировать побои, человек почему–то обратился в конце марта с жалобой на головные боли. А медицинская экспертиза по этому случаю была вообще проведена в декабре.
— На суде вся беспочвенность обвинения вылезла наружу, — рассказал заключенный бизнесмен. — Никакого ущерба не обнаружено, наоборот, была прибыль, вооруженный захват мог возникнуть только в больном воображении и т.д. Когда всем стало очевидно, что не за что меня зацепить и надо прекращать комедию, прокуратура предъявила мне еще одно обвинение. И знаете в чем? Сейчас в суде пытаются доказать, что я пять лет тому назад был заказчиком покушения на Алмаза Атамбаева! Более нелепого обвинения я не слышал. Бред сивой кобылы, да и только!
Сегодня мало кто помнит об этом эпизоде политической жизни Кыргызстана. Глава Социал–демократической партии, руководитель финансово–промышленной группы “Форум” Алмаз Атамбаев не был в чести у власти. Это и понятно, в двухтысячном он баллотировался на выборах в качестве одного из кандидатов в президенты. В это же примерно время предприниматель вел активные переговоры о покупке акций “Электротехника”. Однако дорогу ему перебежал Александров, который тоже вел переговоры с этой же целью. В результате московские бизнесмены, давшие большую цену, овладели предприятием. Конечно, тогда муссировалось много слухов по поводу этой сделки, но такого рода хозяйственные споры в бизнесе норма. При купле–продаже хозяином, как правило, становится один.
В январе 2002 года Атамбаев уезжает надолго в Турцию по требованию своих партийных товарищей, которым стало известно, что на него готовится покушение. Было даже возбуждено уголовное дело по этому факту, были позже и осужденные. Но никогда до сих пор не всплывало имя Михаила Александрова как причастного к этому преступлению. Иначе его можно было бы посчитать либо очень легкомысленным, либо беспредельно нахальным человеком. Представьте себе, “заказав” коллегу Атамбаева, Александров после этого десятки раз наведывался в Кыргызстан, участвовал в инвестиционном тендере, раздавал интервью, судился с чиновниками. Может ли столь безрассудно вести себя заказчик убийства?
По мнению бизнесмена, причиной его ареста является личное неприязненное отношение господина Столповских к нему и, во–вторых, то, что Михаил много раз открыто выражал намерение “отстоять свою позицию в рамках юридического процесса”. А это не в интересах нынешних владельцев МСЭЛЗ и их покровителей в погонах, тем более что дела на спорном предприятии идут из рук вон плохо. Михаил Александров всю ответственность за свой арест возлагает на Генпрокуратуру и Бишкекское УВД, руководство которых находится в довольно близких отношениях с олигархом Столповских.
К самим судам у него претензий нет, вот только идут они страшно медленно — тянутся с марта, и пока не видно конца.
— У меня претензии в целом к процессуальной системе несчастной Киргизии. Все затянуто до бесконечности. Поменялось уже три или четыре следователя, одного я вообще не видел, — с досадой говорил Михаил. — В России, хотя я не сталкивался с Уголовным кодексом, думаю, это решилось бы в течение двух–трех месяцев, а скорее всего, дело вообще бы не дошло до суда.
Все время, пока мы беседовали, он еще пытался шутить, много смеялся. Хотя мне лично было не до смеха — за стенкой конвой, во дворе колючая проволока, за которой скалятся, рвутся с поводков злющие овчарки. Можно сказать, здесь я кожей почувствовала страх предпринимателей, которые при каждой встрече с президентом Бакиевым и премьер–министром Куловым просят их оградить от чрезмерного внимания правоохранительных органов, запретить использовать человека в погонах и с кобурой на поясе в качестве орудия против конкурента или, того хуже, с целью овладения чужой собственностью.
Месяц назад крупные российские инвесторы чуть ли не хором жаловались на то, что их притесняют. Особенно горячился представитель Майлуу–Сууйского электролампового завода. Он, предприятие которого находится под патронажем самого генерального прокурора КР, жаловался на проверки и на журналистов, которые не дают работать. Вот уж правда, что плохому танцору портки мешают. И ни словом никто не обмолвился о бишкекском узнике СИЗО.
А ведь, насколько мне известно, иностранные бизнесмены крайне редко попадают не то что на скамью подсудимых, но и в милицию. Все “разводится” до начала процесса. Правда, бывают исключения. Вот Михаил Александров — это тот редкий случай.
Лариса Ли.
Фото автора.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/14411/