Обещали вернуться
В попытке аксыйцев, среди которых были вдовы и сироты шести человек, расстрелянных стражами порядка в селе Боспиек 17 марта 2002 года, прорваться в “Белый дом” с очередным ультиматумом власти премьер Феликс Кулов обвинил судью, зачитавшего приговор по делу о трагедии в Аксы в марте 2002 года.
В пятницу, 2 июня, в Верховном суде огласили приговор по делу погибших аксыйцев. Все ждали вердикта Фемиды, виновные должны быть наказаны. Однако вершители правосудия оставили в силе оправдательный приговор сотрудникам силовых структур и прокуратуры.
После оглашения решения в зале раздались женские крики, после чего несколько мужчин, прибывших из Аксы, набросились на милиционеров. Видя, что ситуация может выйти из–под контроля, правозащитники попытались утихомирить атакующих.
Представители же правоохранительных органов не оказывали сопротивления, лишь вяло пытались отражать удары нападавших. Все закончилось тем, что аксыйцев вывели из здания суда. В поисках справедливости они решили направиться к “Белому дому”.
Тридцать человек в сопровождении лидеров НПО Азизы Абдирасуловой, Толекан Исмаиловой и Эдиля Байсалова двинулись к зданию правительства. Через пропускной пункт, что расположен с западной стороны “Белого дома”, группе из пятнадцати человек удалось пройти за ограду. Как только аксыйцы вместе с правозащитниками оказались во дворе “БД”, они потребовали встречи с президентом.
Солдаты и милиционеры, охранявшие подступы к Дому правительства, вывели аксыйцев на улицу. Тут же последовала команда об усилении охраны “Белого дома”.
Но аксыйцы продолжали настаивать на аудиенции с Курманбеком Бакиевым. Вместо главы государства к ним вышел Турсунбек Акун — председатель Государственной комиссии по правам человека при президенте, тут же прибыл депутат Жогорку Кенеша Азимбек Бекназаров (кстати, на суде парламентарий не присутствовал).
Акун и Бекназаров в один голос уверяли людей, что гарант Конституции обязательно их примет, не сегодня, так завтра. Аксыйцы же не торопились уходить.
3 июня, в субботу, Курманбек Салиевич встретился с делегацией из Аксы. На переговоры пригласили и представителей Генеральной прокуратуры.
Выслушав претензии аксыйцев, президент заявил, что возьмет “дело об Аксы” под свой контроль, и тут же поручил генпрокурору Камбаралы Конгантиеву лично заняться расследованием по вновь открывшимся обстоятельствам. Опять был брошен камень в огород Генеральной прокуратуры: мол, почему государственные обвинители, коим вменяется в обязанность защищать народ от произвола, будь то бандита, будь то уважаемого политического деятеля, ведут себя, как “красна девка на выданье”.
— Мне не совсем понятна ваша позиция, почему вы даже толком ни на один вопрос ответить не можете? Что за дела? — спросил президент представителей Генпрокуратуры.
Те понуро молчали. Между тем премьер–министр Феликс Кулов заявил, что во всем виноват судья Верховного суда.
Тем не менее глава кабинета министров высказался, что, несмотря на то, что у потерпевших нервный срыв, не стоит сразу “ломать копья” о забор “Белого дома”.
Азимбек Бекназаров, в очередной раз воспользовавшись недовольством своих земляков, тут же под шумок заявил, что будет требовать осенью отставки тандема. К стану оппозиции, кстати, господин депутат присоединился сразу же, как только лишился портфеля генерального прокурора.
В свою очередь сами аксыйцы и правозащитники, кто всегда отстаивал их сторону, пообещали вернуться, но уже многотысячным митингом, если виновные в мартовской трагедии не будут наказаны по всей строгости закона, и в первую очередь это касается бежавшего экс–президента Аскара Акаева.
Дарья Малеваная.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/14240/