Идти или не идти за попами гапонами на главную площадь?
История учит человечество только тому, что ничему не учит. Уж сколько раз люди слепо шли вослед за мнимыми пророками, спотыкались и падали, так нет, то тут, то там снова пристраиваются в куда–то движущуюся толпу и снова куда–то идут. И, разумеется, в очередной раз спотыкаются и падают. И если это общемировая тенденция, то чем мы, кыргызстанцы, хуже? Ничем.
Пророком можешь ты не быть, но гражданином быть обязан
Поэтому к митингу, который так крикливо готовят новоявленные оппозиционеры, готовы примкнуть не только те, кто получит за эту работу по 100 сомов и дармовую кормежку в придачу (а может, и возможность поживиться чем–то более “интересным”?), но и простые зеваки. В результате получится толпа, которая ничего общего с народом не имеет.
Зеваки обязательно возразят мне: так ведь жить не стало легче, вот пойдем и так все и скажем. А мне на это почему–то вспоминается небезызвестный поп Гапон, вошедший в российскую и советскую историю как организатор кровавого воскресенья, когда погибли сотни рабочих Петербурга, а сам Гапон остался цел и здоров и даже отправился после этого тяжкого “труда” за границу. Его подлой “инициативой” затем воспользовались большевики, в своей агитационной работе против царизма. Потом, правда, судьба в лице все тех же рабочих, что называется, достанет–таки Гапона. Бывшие большевики, отирая слезы и судорожно пытаясь вспомнить гимн “Боже, царя храни!” встанут у царских костей. Но все это будет потом. А сначала было столпотворение, совершенно бессмысленный поход к царю, когда никто толком не знал, что делать, если всех так много, и что просить, если трудностей еще больше. Здравые голоса “зачем идти?” — утонут в покорном шуме: поп Гапон знает. И потому — идем за Гапоном!
И опять–таки потом историки напишут тысячи страниц, в которых попытаются найти, ухватить хотя бы за самый кончик “идею”, которой руководствовался Гапон, но так ничего и не найдут. Зачем и в самом деле этот тайный сотрудник охранки, и в то же время активный собеседник и сочувствующий социал–демократам, готовящим октябрьский переворот, поднял народ и повел его на главную площадь? А черт его знает! Наиболее часто повторяющийся мотив, объясняющий его поступок, — это страстное желание, в общем–то, серого и не нашедшего себя человечка ни в церковной службе, ни в охранке, ни в революционных сходках выделиться хоть каким–то образом, стать хоть на миг всемогущим и ярким. У него это получилось. Он вошел в историю. Как получилось войти в историю в свое время и у небезызвестного Герострата, сжегшего храм, который назывался человечеством одним из семи чудес света. Впрочем, разве они вошли в историю? Вляпались в нее от своего невеликого ума, а помнят их, к сожалению, именно потому, что действо это сопровождалось жертвами.
Но если с пророками все более или менее ясно, то куда сложнее понять толпу, которая хочет быть ведомой. Хоть куда. Главное, чтобы вели. Что это за непонятная страсть к митингам, которая стала для наших, к примеру, граждан одной из главных составных жизни?
Есть тут, разумеется, кое–что и от Гапона и от Герострата. В том смысле, что хочется хоть немного погордиться: и я делал революцию. А поскольку на сегодняшний день революционеров, как бы сделавших мартовскую революцию, огромное количество, то хочется другой революции, и чтобы обязательно попасть в ряды первых ее организаторов. Игра у нас такая появилась: будем делать революцию так часто, пока она нам не надоест.
Но таких людей явно будет мало. Потому что на митинг отправятся в основном те (точнее, нанятые ими статисты, как в свое время богатые люди нанимали бедных, чтобы те шли в солдаты вместо них), кто хорошо жил при Акаеве и никак не может смириться со своим новым положением. Они потеряли или вот–вот могут потерять то, чего им терять совсем не хочется. Им уже трудно скрывать свой оскал под натянутой улыбкой любезности к новым порядкам. Они и так слишком перенервничали. Вы думаете, им так просто дался побег Акаева? Нет. Они готовы были собственными руками приковать его к “Белому дому”, чтоб только он не убежал и тем самым не создал предпосылок к резким переменам в их собственных судьбах. Побег, который порадовал многих из нас, их озлобил. Ну что такое Акаев? Блестящая макушка огромного айсберга, выросшего из тяжелых глыб коррупции, вседозволенности, всевластия и прочих составных, с которыми нам предстоит бороться не один год.
Макушка убежала, а айсберг остался. И страшно ему: а ну как и в самом деле растает, расползется на ручейки, слабые и немощные, в результате совершенно новых обстоятельств?
Но есть и собственно гапоны и геростраты, только наши, доморощенные. Всех их народ знает как облупленных. И они знают, какую цену имеют в глазах народа. Но вот, поди ты, снова выходят на основную сцену и бросают страстные призывы: к свободе, к демократии через главный майдан. Так хочется славы? Или должности? Или еще чего? Так хочется, что даже забывают свои собственные недавние слова. Мне тут знакомый напомнил про одного из депутатов, который сегодня мнит себя по меньшей мере отцом отечества, а по большей — новым президентом. Означенный депутат крутился перед Акаевым как раз в канун революции (крутился перед ТВ!) и скороговоркой, захлебываясь от волнения, баритоном, переходящим в фальцет, докладывал. Побывал в Оше, объяснил народу, что митинги и революции нам ни к чему, что все вопросы нужно решать цивилизованно, что вам, Аскар Акаич, замены нет и не будет в ближайшее время. Теперь он, в числе других, за митинги и, страшно подумать, за революцию. А?! Теперь он народу “объясняет” совсем другое. И за каждым “лидером” есть такие или подобные грешки. Может быть, им как–то нужно не попадать в камеры ТВ или на площадях не засвечиваться?
Впрочем, особо засвечиваться они и не будут. Займут оборону в кустах и станут ждать развития событий. Если все пойдет так, как им хочется, тогда, приосанившись, они из кустов выйдут. А если нет, то кто их, собственно, видел? Никто. Говоруны наши в самое пекло никогда не полезут. Они мастаки проповеди читать. Что же до дел, то разве уважающие себя гапоны встанут в один ряд с какими–то там гражданами из толпы? Да никогда!
Акаевцы, акаевщина мутят воду, в этом все. И как сигнал, как подтверждение неуспокоенности этой части нашего общества — явление в Бишкек самой смелой представительницы Семьи, дочери. Уже дает пресс–конференцию, уже опять обижена, разумеется, новыми кыргызстанскими властями, уже опять привычные комментарии. Ее, видите ли, расспрашивали, ей, видите ли, задавали вопросы про членов Семьи. Она, разумеется, ничего не сказала. И в самом деле: почему ее не спросили, например, о том, какая погода в Гондурасе или где находится река Лимпопо? Просто безобразие. Получается чуть ли не по “Недорослю” Фонвизина: всю ночь мне снилась какая–то гадость, то вы, маменька, то вы, папенька.
Вопросы есть. Но снимать их нужно делом
Кто сказал, что у нас все хорошо? Кто сказал, что жизнь в Кыргызстане наладилась? Кто сказал, что все проблемы решены? Никто. Но кто сказал, что для того, чтобы решить проблемы, нужно всякий раз делать революции? Если кто–то так считает, то пусть на ночь почитает умного американца О. Генри, его знаменитые новеллы “Короли и капуста”. Может быть, тогда поймет, что перманентные революции ничего общего не имеют с государственным устройством.
Есть в этих митингах и еще один неприятный душок: с их помощью хотят приуменьшить значение мартовской революции. Мол, ничего особенного не произошло. Сейчас и мы сделаем еще одну такую, осенью — другую, а там и третью. Не выйдет! И рано или поздно, как бы они ни старались это скрыть, все их деяния против народа будут не только проанализированы, но и оценены.
А пока что им еще остается, как не взбаламучивать воду в реке, избравшей себе совсем другое русло…
Интереснее другое: неужели в Кыргызстане все еще есть люди, которые принимают их дешевую игру за чистую монету? Неужели на этом митинге обнаружатся чистые души, которые таким именно путем, идя вослед за гапонами нового времени, намереваются решить какие–то свои проблемы? Не верю! Все это — спектакль. Причем сразу с несколькими главными героями и удивительно разношерстной массовкой.
Людмила Жолмухамедова.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/13815/