Кыргызстан на перепутье: пошлем HIPC на фиг или подумаем?
Ожесточенные дебаты политиков, экономистов, журналистов общественных деятелей о том, стоит ли Кыргызстану вступать в программу HIPC и добиться списания нескольких сот миллионов долларов или оставить все, как есть, и попытаться самим выкарабкаться из долговой ямы, куда загнал страну прежний режим, — характерная особенность нынешнего апреля. Равнодушных в этом споре нет: свое мнение, зачастую категоричное, высказывают даже те, кто понятия не имеет, о чем, собственно, ведет переговоры правительство с международным финансовым сообществом.
Вчера глава офиса Всемирного банка в нашей стране Крис Лавлэйс, статс–секретарь Минэкономфина Азамат Дыйканбаев, экономист представительства МВФ Бакыт Дубашев попытались разъяснить, что собой представляет Инициатива HIPC (на русском эта аббревиатура произносится как ХИПИК), какие перспективы она сулит странам, подпадающим под ее критерии.
Эта программа была создана в 1996 году для бедных стран с высоким уровнем долга. Участие в ней добровольное как для стран–дебиторов, к которым относится Кыргызстан, так и для кредиторов — международных финансовых институтов. О том, что никто нас не принуждает вступать в HIPC, господин Лавлэйс повторял за время встречи не один раз. Правда, и не скрывал того, что для страны, внешний долг которой превысил 2 млрд. долларов, списание почти 40 процентов этой суммы — хороший шанс для поднятия экономики. Конечно, с существенной поправкой — в том случае, если правительство выполнит все условия Инициативы.
Статья HIPC с ограниченным сроком действия “Сансет” не была постоянной. В сентябре 2004 года советы директоров Всемирного банка и МВФ решили продлить ее действие до конца 2006 года и ограничить ее применение к странам, которые выполнили критерии по доходам и задолженности на конец года и получают средства от МАР и Программы по сокращению бедности (ПРГФ). Эксперты МВФ и ВБ считают, что Кыргызстан подходит под условия Инициативы по доходам и задолженности. Наш внешний долг в декабре 2004 года равнялся 1,955 млрд. долларов. Коэффициент чистой приведенной стоимости (ЧПС) по отношению к суммарным доходам правительства составлял 345, при пороге 250 процентов. Это дает стране возможность в рамках HIPC сократить общую сумму долга на 864 млн. долларов.
Теперь понятно, почему вдруг сейчас возникла эта тема. У правительства не так уж много времени — нужно до конца этого года определиться, стоит связывать себя новыми обязательствами с МВФ и ВБ в обмен на облегчение долгового бремени или нет. По словам господина Лавлэйса. Инициатива предусматривает несколько этапов: первый — промежуточный — заканчивается в 2007 году. Если Кыргызстан посчитает нужным выйти из проекта, то он это может сделать, сам процесс рассчитан до 2026 года. Вероятнее всего, уже осенью правительство должно будет дать окончательный ответ об участии в HIPC.
Теперь немного об аргументах, почему нам не стоит отвергать предложение мировых доноров. И статс–секретарь Алмаз Дийкамбаев, и представитель МВФ Бакыт Дубашев говорили о том, что с уменьшением долгового бремени республике будет легче платить по внешним заимствованиям. Переговоры с Парижским клубом и последовавшие за этим подписания двусторонних соглашений по реструктуризации дали стране некоторую передышку, однако не ослабили долговую удавку. Она довольно сильно давит на бюджет, не позволяя осуществлять многие социальные программы.
По данным ВБ, в некоторых странах, участвовавших в Инициативе, расходы, направленные на сокращение бедности, за один год в среднем увеличились с 6,4 процента ВВП до 9,1. Снижение долгового бремени улучшает кредитоспособность страны.
Но не все так однозначно. Есть сомнения и вопросы. И на них акцентируют внимание общественности противники Инициативы. Во–первых, все понимают, что за списание долга Кыргызстан должен чем–то поплатиться. Как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Одни, самые патриотично настроенные, говорят о потере управления экономикой, отсюда и независимости страны. Другие — о втягивании страны в соглашение с заведомо невыполнимыми условиями. И все вместе беспокоятся об имидже Кыргызстана и предрекают конец притоку инвестиций. Их объединяет негодование, как это МВФ и ВБ поставили Кыргызстан в один ряд с беднейшими африканскими странами!
Президент Курманбек Бакиев, упреждая многочисленные упреки противников HIPC, выступая на круглом столе “Власть и общество за стабильность” заверил, что ни он как глава государства, ни правительство, ни парламент не позволят загнать страну в “кабальные, унизительные условия и не иметь никакой политической свободы” взамен за списание части долга.
Премьер–министр Феликс Кулов подобные разговоры и обвинения в адрес правительства в распродаже Кыргызстана считает “политической спекуляцией” с целью скомпрометировать высшее руководство страны:
— Через три года мы должны будем выплатить 100 млн. долларов по долгам. Где взять такие деньги? И тогда с нас же и спросите, почему правительство даже условий не изучало…
Действительно, сегодня идет только изучение условий, приемлемых вариантов. Здесь спешка крайне вредна, а излишние эмоции просто неуместны. Расчет и только голый расчет в интересах будущего страны должны присутствовать в переговорах. Отвергать сразу HIPC — неумно, так же, как и возмущаться тем, что Кыргызстан может оказаться среди африканских и латиноамериканских стран — участниц Инициативы, таких, как Никарагуа, Танзания, Уганда, Гана, Боливия, Камерун, всего 38 стран. Если изучить их экономическое состояние, проанализировать показатели, то неизвестно еще, в каком месте этого списка окажется место Кыргызстана.
То, что мы беднейшая страна, — это факт. Доход примерно 500 млн. долларов, а долг — 2 млрд. долларов. Цифры эти красноречивее всяких громких слов и заявлений патриотов. Если посмотреть на социальные программы, то во многом они финансируются за счет доноров. Наше здравоохранение давно, как закоренелый наркоман, живет за счет кредитов и грантов. Да и Кыргызстан в целом уже который год работает по сути под патронажем МВФ — сейчас идет реализация второй Программы по сокращению бедности. В свое время правительство вышло из нее, однако самостоятельно справиться с экономическим кризисом не получилось. Более того, страна оказалась на грани дефолта. Хватило двух лет, чтобы смирить гордыню и пойти на “поклон” к МВФ.
Конечно, не обязательно загонять себя в HIPC, есть еще выход. Это начать, наконец, РАБОТАТЬ, не брать кредитов под гарантии правительства, не разворовывать гранты. Вот тогда никакой HIPC нам на фиг не будет нужен!
Лариса Ли.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/13737/