Распечатать: “Я” в контексте мироздания РаспечататьОставить комментарий: “Я” в контексте мироздания Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: “Я” в контексте мироздания Посмотреть комментарии

9 марта 2006

ОБЩЕСТВО

“Я” в контексте мироздания

    Великий Альберт Эйнштейн однажды (и, как всегда, мудро) заметил: “Если вы хотите изменить что–то малое в своей жизни, измените свое отношение и поведение, если хотите произвести большие и весомые перемены, тогда вам нужно изменить свое мышление”. Именно тем, КАК изменить свое мышление, и занимаются в лицее Кыргызского технического университета имени И. Раззакова.
    Но это лишь малая толика того, что мы увидели в этом необычном учебном заведении. И стало понятно: если бы во всех школах детей учили так, как здесь, в нашем мире было бы неизмеримо меньше потерянных, разочарованных, так и не сумевших найти себя людей.

    С самого начала преподаватели лицея решили, что они ни в коем случае не будут работать по старой академической педагогике, которая сегодня, в двадцать первом веке, явно устарела. Остановились на идеях известного советского ученого Генриха Альтшуллера, удивительного человека, сумевшего сделать революцию в педагогической науке (и не только в ней). Между прочим, он почти наш земляк — родился в Ташкенте.
    В газетном материале невозможно пересказать его теорию, сделавшую самый настоящий прорыв во многих сферах бытия. Скажем только, что в основе системы ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач), которую ученый совершенствовал всю свою жизнь, лежит главный постулат: в каждом из нас заложен гений, творец, и нужно только суметь воспитать необходимые для этого качества. При анализе многочисленных мировых энциклопедий и справочников было подсчитано, что вся история человечества включает в себя около четырех тысяч гениев (всего!) и сто двадцать тысяч крупных талантов. При этом демографы утверждают, что на Земле жили примерно восемьдесят миллиардов человек. По всему выходит, что КПД человечества по гениям и талантам невелик. Но Генрих Саулович был твердо уверен, что при определенных усилиях количество талантов можно значительно умножить. Однако когда в конце сороковых годов прошлого столетия Генрих Альтшуллер написал письмо “отцу всех народов” Иосифу Сталину, в котором в основном шла речь о положении с изобретательством в СССР, он был фактически тут же репрессирован и долгие годы провел в лагерях.
    А вот сегодня у Г. Альтшуллера, которому, к слову, в этом году исполнилось бы восемьдесят лет, тысячи поклонников во многих странах мира, есть даже специальный фонд его имени. Одна из учениц Генриха Сауловича — действительный член Академии профессионального образования, автор многоуровневой системы непрерывного креативного образования, профессор Милослава Зиновкина — живет в Москве.
    — Мы написали ей письмо и даже не предполагали, что Милослава Михайловна приедет к нам в Бишкек. А она взяла и приехала, — рассказывает директор лицея Айгуль Исаева. — Мы много общались, профессор побывала на наших уроках и дала официальное добро, хотя мы знаем, что благословение получают далеко не все желающие идти в этом направлении.
    Более того, лицей как член ассоциированных школ ЮНЕСКО АSP–net стал единственным учебным заведением в Центральной Азии, который получил грант на образовательные семинары по программе “Инновационные технологии в системе интегрированных уроков” ЮНЕСКО на поддержку новаторских технологий. А инновации преследуют, конечно, не единственную цель — воспитать творческую личность, в этом не последнюю роль сыграла Адаш Токтосунова, возглавляющая представительство ЮНЕСКО в Кыргызской Республике.
    — Мы ставим перед собой и другие задачи, — говорит преподаватель литературы Татьяна Кобзева. — Мы хотим, чтобы из наших стен выходили ребята, готовые к взрослой жизни. Не секрет, что ортодоксальная педагогика уже признала свою ошибку в том, что ориентировалась на определенный “пакет” знаний, умений, навыков, а не на развитие личности человека. Как уже не раз показывали результаты общенационального тестирования школьников, наши дети обладают поистине энциклопедическим объемом знаний, но в обычной жизни применить их не могут — показывают низкие результаты, а в нестандартных ситуациях демонстрируют и вовсе нулевые итоги. Мы давно поняли, что назрела необходимость учить ребенка генерировать идеи и, самое важное, выживать в нашей непростой действительности.
    Методология ТРИЗ состоит из нескольких ключевых моментов и включает в себя в том числе и интеграцию уроков. Собственно, тема интеграции уже не первый год звучит в системе образования, но сегодня она, можно сказать, вышла на новый виток. В лицее КГТУ имени И. Раззакова математику объединили с... литературой, а историю... с физикой. Причем все это преподается через жизненные ситуации. Такой подход привел к тому, что лицеисты стали проявлять интерес к чтению книг, у них появилось неподдельное желание познавать то, что лежит за пределами учебных программ.
    Но и это еще не все. Сегодня очень много говорят о духовности общества, о необходимости ее возрождения и о том, что эта потеря — нечто большее, чем потеря государства. Те же политологи считают, что любому экономическому кризису и спаду предшествует кризис и спад духовный.
     — Духовность человека — это умение выйти за рамки узкоэгоистического стремления преуспеть, защитить себя от невзгод. Наличие высшего образования, ученые степени, духовный сан, масса прочитанной литературы — не показатель духовности человека. Это совсем другое, — убеждена руководитель психологического центра лицея Назира Орозалиева. — Духовность — это, на мой взгляд, огромная мудрость и человечность. Известно, что духовно богатая жизнь предусматривает не только включение в образ собственного “Я” информации об окружающем мире, но и способность рассматривать свое “Я” в контексте мироздания. При этом человек выступает как личность, которая пытается понять свое предназначение в этом мире и стремится наполнить свою жизнь определенным смыслом. Мы учим детей быть зрелыми, а для этого нужно правильно выстраивать систему ценностей. Ведь если эта система перевернута, человек никогда не будет зрелым и духовно богатым.
    Как считает Назира Орозалиева, это кропотливый труд и очень ответственный. Преподаватели не имеют права на ошибку, ибо позже это откликнется нереализованными судьбами очередных выпускников. Руководителю психологического центра часто приходится встречаться с родителями, которые рассказывают о своем безрадостном детстве. Так вот, все они мечтают о том, чтобы их дети не увидели тех тягот и лишений, с которыми пришлось столкнуться им самим. И не ведают папы и мамы, что их чада запаздывают становиться взрослыми, остаются инфантильными и эгоистичными. Не хотят современные дети учиться принимать решения за самих себя, а ведь это самое главное.
     — Вы замечаете, что современные родители перебарщивают с любовью к своим чадам? — продолжает Назира Орозалиева. — Решают за них, куда пойти учиться, какую будущую специальность приобрести, с кем дружить, даже вмешиваются в святая святых — душу своих детей — кого полюбить. Но мы же не Господь Бог! Кто дал право делать своих детей собственностью? Господь нам дает детей по нашей просьбе. Это мы попросили их для себя. Их души приходят со своим предназначением к нам, а мы им должны помочь выполнить свою задачу на земле. Мудро, терпимо, великодушно, не попирая их достоинства, потому что если мы, взрослые, не успеем сегодня научить их, то завтра будет уже поздно. Поймите меня правильно, я никого не хочу пугать, я желаю быть услышанной всеми взрослыми, у кого подрастают дети. Нашим детям нужна счастливая душа, которая сможет поддержать и помочь состояться их душе. Согласитесь, детей не обманешь. И когда они каждый день видят с экранов телевидения перекошенные от злобы лица взрослых, ратующих за их будущее, то, уверена, в их неокрепшей душе все переворачивается. Они нам не верят, потому что они умнее нас. У них все по–другому.
    ...Побывав в лицее всего лишь на одном уроке, мы, честно говоря, немного позавидовали нынешнему поколению юных: учитель Татьяна Кобзева столь интересно вела урок, что звонок на перемену стал просто досадной помехой. Эх, если бы нас в свое время учили так! Но...
    Директор лицея Айгуль Исаева мечтает о том, чтобы идеи Генриха Альтшуллера вышли за пределы одного учебного заведения. И грантовую программу начали с нескольких этапов — прошедшей осенью провели учебу для учителей Чуйской области с участием академика М. Зиновкиной и члена–корреспондента РАН
    Р. Гареева, а в январе этого года устроили семинар для ошских коллег — школьных учителей. Педагоги загорелись сразу же. И захотели продвигать методику в жизнь, о чем они написали в своих анкетах на прощание. Все верно: для педагогики остановка — это как отсутствие ветра в природе. Воздух начинает застаиваться.
    Елена Скородумова.
    Фото Владимира Пирогова.

    


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/13238/


Распечатать: “Я” в контексте мироздания РаспечататьОставить комментарий: “Я” в контексте мироздания Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: “Я” в контексте мироздания Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007