Спикер вновь испытывает судьбу
Происходящие события в парламенте вытеснили на задний план все остальные проблемы. Страна в одночасье перестала обсуждать межэтнический конфликт в Искре и его возможные последствия, взлетевшие цены на сахар, продолжающееся бегство граждан из страны и прочие составляющие нашего сегодняшнего бытия.
Все последние дни общественность пыталась угадать, произойдет или же не произойдет объявленная отставка спикера Жогорку Кенеша Омурбека Текебаева и даже делала свои ставки. Вопрос должен был разрешиться вчера, однако вновь завис, и теперь уже до следующего понедельника.
Еще до начала заседания палаты все присутствующие депутаты и журналисты получили на руки заявление торага, которое он должен был озвучить публично. Но вслух заявление не прозвучало — Омурбек Текебаев только объявил о своей добровольной отставке с поста и сообщил, что вместе с ним уходят его заместители Болот Шерниязов и Эркинбек Алымбеков, которые тоже подали заявления об отставке. Оказывается, оба зама дали друг другу слово, что в случае ухода О. Текебаева они уйдут вместе с ним.
А в заявлении спикера говорится о том, что “никакие форс–мажорные обстоятельства не смогли парализовать действенную работу парламента — все вы знаете цифры, по которым мы красноречиво опережаем показатели палаты прошлого созыва, работавшей в условиях, скажем так, мирной жизни. Мы работали в сложнейших моральных условиях, когда наших коллег убивали, когда нам угрожали, когда по всей стране собирали подписи за роспуск нашей палаты. Мы ни с кем не воевали, но мы победили”. Как считает О. Текебаев, Жогорку Кенеш, с каждым месяцем приобретая все больше авторитета, стал центром политических событий. Все значимые политические дискуссии начинались в парламенте или заканчивались в парламенте, а политические силы страны все больше объединялись вокруг парламента. Будучи самым прозрачным органом власти, Жогорку Кенеш стал центром принятия важнейших для страны решений и центром притяжения общественности и независимых СМИ...
“В октябре прошлого года, — говорится в заявлении, — когда в стране был очередной виток напряженности, связанный с митингами, требовавшими, с одной стороны, отставки Кулова, звучали требования и о моей отставке, в случае, если парламент не отстранит премьер–министра. С другой стороны, шли митинги в поддержку Кулова, — президент устранился от того, чтобы озвучить свою позицию по этим требованиям. Он не давал оценку происходящему, и тогда мы, депутаты, пошли к нему сами, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. И тогда я сказал президенту и премьер–министру: давайте в будущем не допускать такой ситуации, что мы как бы прячемся друг от друга, ждем, чем все это кончится, смотрим со стороны, как каждый из нас выйдет из этой ситуации. Я сказал: “Уважаемый Курманбек Салиевич, Феликс Шаршенбаевич, давайте договоримся, что впредь будем выявлять свои позиции, открыто выражать их, а не прятаться друг от друга. И тогда я дал им свое мужское слово: если когда–нибудь вы вдвоем единодушно придете к мнению, что лично я, Текебаев, мешаю вам работать, я уйду с поста спикера, даю вам слово! Такой момент наступил. В пятницу Феликс Кулов и Курманбек Бакиев дали мне понять, что я должен уйти и что в этом мнении они едины. Я сдержал свое слово, и я ухожу в отставку. Своим уходом я хотел бы заложить прецедент, основу новой политической традиции, чтобы будущие поколения могли сформировать новые стереотипы поведения руководителей, которые, давая свои клятвенные обещания народу, не забывали бы через неделю или месяц о сказанном, а отвечали бы за свои слова. Хочу подчеркнуть, что я подавал в отставку прежде всего потому, что сам оценил форму моих высказываний как неправильную, недостойную. Форму, но не содержание, ибо с содержанием согласны почти все”.
В конце своего заявления Омурбек Текебаев поблагодарил своих коллег и отметил, что в эти дни их запугивали, шантажировали или предлагали различные блага: “Вас обрабатывала администрация президента. Но депутаты в конце прошлой недели при мне сказали высоким должностным лицам из “Белого дома”, что они не дети, что они не откажутся от своей позиции и готовы стоять до конца. Но хочу сказать вам следующее: я не намерен использовать в своих интересах вашу мужественную позицию, не намерен защищать свою должность с оружием в руках, ценой жизни, здоровья и беспокойства других людей. Каждый политик должен иметь мужество не защищать свое кресло, а мужество уйти, когда это нужно”.
Как бы там ни было, а торага попросил своих коллег не обсуждать этот вопрос и поставить его сразу на повестку идущего заседания, как требуется по регламенту. Тем не менее некоторые народные избранники — Омурбек Бабанов, Мелис Эшимканов и другие — все же призвали своих товарищей ни в коем случае не включать вопрос отставки Омурбека Текебаева в повестку дня и вообще не поддерживать этот шаг спикера, иначе начнутся “кризис, беспорядки и произойдут вовсе непредсказуемые события”.
В конце концов депутаты проголосовали “за” — пятьдесят нардепов решили, что вопрос об отставке О.Текебаева все же должен быть внесен в повестку дня. И теперь, согласно Закону “О регламенте Жогорку Кенеша”, его следует рассмотреть не раньше чем через три дня и не позднее чем через пять рабочих дней (по закону рабочими днями считаются дни пленарных заседаний).
Голосование также решило судьбу заместителей торага: депутаты фактически единодушно не включили вопрос об их отставке в повестку дня. На этом заседание палаты, длившееся рекордно короткое время — меньше получаса, и закончилось. Заместитель спикера Болот Шерниязов тотчас дал свои комментарии по поводу случившегося:
— Критику, которая прозвучала со стороны президента Курманбека Бакиева, я считаю неконструктивной, и это одна из причин того, что я подал заявление об уходе. Отставку же Омурбека Текебаева я считаю победой интриганов и той политической элиты, что сформировалась еще при коммунистическом режиме, я ее называю “кощеями бессмертными”. Мы же должны уступить место молодежи и новой политической элите, только эта мера поможет нам выйти из кризиса. Очевидно, что старая элита себя исчерпала, и своей отставкой мы хотели подать пример другим.
А в это время в палате было распространено заявление другого заместителя спикера — Эркинбека Алымбекова. Как пишет его автор, “абсурд и нонсенс, когда у нас в стране два правительства, первое — правительство Феликса Кулова со всем социальным блоком, второе — коллегия администрации президента во главе с Усеном Сыдыковым, со всеми финансовыми и структурообразующими отраслями. Республика маленькая, и в условиях отсутствия системы сдержек и противовесов быстро становится известным, кто какой поток контролирует и кто за счет народа обогащается”.
Как убежден Э. Алымбеков, Кыргызстану требуется “срочно пересмотреть структуру правительства с передачей ему полноценных полномочий и сокращением дублирующих функций администрации президента. Далее остро стоит вопрос административно–территориальной реформы и местного самоуправления. Требование времени — усиление роли местного самоуправления с передачей ему полноты полномочий и финансовой независимости. В принципе и президент, и парламент говорят об одном и том же, но нам не хватает политической воли начать эти изменения совместными усилиями. Нигде в мире коррупцию не побеждали увещеваниями. Имеются классические меры институциональных реформ, помогающие снижать уровень коррупции, и это, прежде всего, создание системы сдержек и противовесов.
Хочется, чтобы президент Бакиев остался в истории лидером реформ, лидером нации, как отцы–основатели Америки, Ататюрк, де Голль и многие другие.
Наш народ тысячелетиями мечтал, стремился и боролся за то, чтобы приобрести суверенитет. Мы его получили в подарок в результате распада Советского Союза. И если в результате амбиций, склок и сиюминутных интересов потеряем суверенитет страны, со всеми вытекающими отсюда последствиями, все мы будем прокляты историей и будущими поколениями.
Учитывая сегодняшнюю политическую ситуацию, хотел бы призвать все ветви власти и политические силы во главе с их лидерами к консенсусу, достойному и взвешенному решению сложившегося положения во благо будущего страны и кыргызского народа”.
Как говорится, ни убавить, ни прибавить... Мнения же парламентариев по поводу сути самого заседания резко разделились. Например, депутат Исхак Масалиев утверждает, что палата всего–навсего включила вопрос отставки спикера в повестку дня и за эту неделю может произойти многое.
— Но из настроений коллег я понял, что заявление Омурбека Текебаева все же будет удовлетворено, — добавил И. Масалиев. — Тогда мы изберем нового спикера и кризиса не будет. Если только мы не сможем договориться насчет кандидатуры торага, то у нас могут быть признаки кризиса, а не сам кризис. Даже Папу Римского и того избирают...
Что же касается самого Исхака Масалиева, то, как он сам признался, у него нет в планах стать торага:
— Да и вряд ли мне это предложат...
По слухам, уже известны имена возможных претендентов на кресло торага — это Марат Султанов, Кубатбек Байболов, Темир Сариев, Исхак Масалиев, Замирбек Эсенаманов, Жанторо Сатыбалдиев.
Впрочем, как будет развиваться ситуация, сегодня не знает никто. Пока известно одно: депутатский корпус непредсказуем, как, впрочем, и вся наша жизнь. Меж тем вчера пришло сообщение о том, что в административном центре Базар–Коргонского района Джалал–Абадской области продолжаются акции по поводу возможной отставки спикера парламента. По сведениям информагентств, вот уже несколько дней к зданию районной государственной администрации подходят и сторонники, и противники Омурбека Текебаева, которые высказывают об известном политике самые полярные мнения. На площади постоянно находится милиция, чтобы не допустить возможных беспорядков. И это сейчас самое главное...
Елена Скородумова.
Фото Владимира Пирогова.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/12987/