В парламенте кипят страсти: спикер в роли изгоя
Вчера депутатам парламента предстояло приступить к третьему чтению бюджета и поставить точку в этом процессе. Накануне заседания народные избранники, обсудившие все спорные моменты и внесшие свои замечания и поправки в финансовый документ, договорились, что не будут больше возвращаться к нему, а заслушают постановление о принятии проекта закона КР “О республиканском бюджете КР на 2006 год” и проголосуют за него. Так что заседание обещало быть вполне мирным. Однако появление в парламенте генерального прокурора республики Камбаралы Конгантиева, который должен был быть на заседании Совета безопасности, изменило весь характер и тон рабочего дня народных избранников. Все сразу почувствовали, что он здесь неспроста и его приход напрямую связан с заявлением спикера Омурбека Текебаева уйти в отставку.
Но прежде сенсационную новость депутаты услышали от самого торага, который несколько вяло, без всяких эмоций сообщил, что ночью ему звонили секретарь Совбеза Ниязов и полномочный представитель президента в ЖК Нарынбаев и то ли просили, то ли рекомендовали не участвовать в заседании Совета безопасности. Так что он будет работать в парламенте. Однако не тут–то было! Народных избранников возмутили “ночные просьбы” высокопоставленных лиц.
Депутаты заставили спикера пойти выполнять обязанности члена Совбеза. Как только за ним закрылась дверь, слово предоставили Данияру Нарымбаеву. Тот свое обращение начал с реакции депутатского корпуса на выступление президента Курманбека Бакиева 3 февраля: “Разумеется, никто из нас не может спокойно и без волнения воспринимать критику в свой адрес. Однако каждый должен быть сдержанным, возражая против критики главы государства”. Оратор заметил, что чем выше ранг государственного деятеля, тем более недопустимы высказывания, выходящие не только за строго очерченные пределы, но и за рамки элементарного приличия.
Это был не камешек, а булыжник в огород торага, который 7 февраля перед началом пленарного заседания Жогорку Кенеша разразился ответной, весьма эмоциональной и “образной” речью, неожиданной даже для его коллег.
В обращении полномочного представителя президента говорится, что эти высказывания нанесли “непоправимый ущерб достоинству всенародно избранного главы государства. В лице президента КР нанесена обида всему народу Кыргызстана, и он чувствует себя оскорбленным”. В связи с этим принятое спикером намерение подать в отставку Нарымбаев считает единственно верным решением. И он призвал депутатов принять отставку во имя сохранения и укрепления политической стабильности в стране.
Сменивший его на трибуне генеральный прокурор был еще жестче. Он в качестве примера привел на кыргызском языке некоторые самые обидные выражения и обвинения, выдернутые из контекста речи Омурбека Текебаева в адрес главы государства, и подвел под них правовую базу. По словам Конгантиева, налицо все признаки преступления, предусмотренного частью 2 статьи 128 Уголовного кодекса КР, — оскорбление, умышленное унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме в публичном выступлении. Кстати, как впоследствии заметили депутаты, они были против этой статьи, но во многом по настоянию Текебаева она была принята именно в таком виде еще во времена президентства Аскара Акаева. Теперь эта формулировочка бумерангом ударила по самому торага.
Руководствуясь статьей 4 Закона “О гарантиях деятельности президента КР”, генеральный прокурор заявил, что честь и достоинство Курманбека Бакиева находятся под защитой государства и охраняются законом. Так что в качестве прокурорского реагирования он предупреждает, что может обратиться в суд. Но это были еще цветочки. Далее пошла скрытая угроза в отношении уже всего депутатского корпуса. Камбаралы Конгантиев заявил, что “сложившаяся ситуация дает основания утверждать о наличии кризиса, вызванного непреодолимыми противоречиями Жогорку Кенеша с другими ветвями государственной власти”. А это, он сослался на пункт 2 статьи 69 Конституции страны, может стать основанием для досрочного роспуска парламента.
Конечно, такое выступление экс–коллеги депутаты просто так снести не смогли. Они дружно отметили, что, делая предупреждение парламенту, генеральный прокурор сам превысил свои полномочия. Резче всех высказался Азимбек Бекназаров, который предупредил, что если “не прекратите бить в одну сторону (имеется в виду в сторону парламента), то начнется война не только между чиновниками…”.
Продолжать вести диалог в таком тоне, правда, депутаты не хотели. Звучали призывы всем ветвям власти сесть за стол переговоров, обсудить наболевшие вопросы, снять напряженность, возникшую в отношениях между сторонами, принести взаимные извинения, а дальнейшее обсуждение по двум выступлениям перенести на пятницу. На том депутаты остановились и перешли к обсуждению главного финансового документа страны.
Однако последующие события, которые к тому времени были им неизвестны, могут внести существенные коррективы в поведение палаты. Дело в том, что спикер Жогорку Кенеша, он же член Совбеза Омурбек Текебаев так и не смог участвовать в работе Совета безопасности. По словам Мелиса Эшимканова, торага позвонил ему из “Белого дома” и сказал, что руководитель администрации президента Усен Сыдыков передал слова президента Бакиева, что он не желает участвовать в заседании, если на нем будет присутствовать Текебаев. Поэтому спикер был вынужден покинуть зал.
Стороны встали в позу. Из–за “непреодолимых противоречий”, о которых говорил Конгантиев, назревает политический кризис. Не вылился бы он только во что–то более непреодолимое, ведь за каждой из противоборствующих сторон стоят живые люди.
Лариса Ли.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/12949/