Тронутые золотом и троном
История о «кладокопателях» и тех, кто «сокровища» зарыл
Грязные политтехнологи не унимаются. Мощная пиар–кампания по дискредитации Данияра Усенова тому подтверждение. Черные пиарщики предприняли попытку сделать из экс–первого вице–премьер–министра этакого популиста, разбрасывающегося в ущерб государству сотнями тысяч долларов. Парадокс, но местные СМИ не разобрались в сути. Заглотнув профессионально сварганенную наживку, бабахнули по стране громкими заявлениями: «Министерство финансов не планирует возвращать Д. Усенову полмиллиона долларов!», «Парламентарии и Минфин считают, что за возвращение в страну вывезенных при режиме Аскара Акаева ценностей должен платить Данияр Усенов!», «Поиски за границей несметных сокровищ семьи Аскара Акаева ни к чему не привели!», «Кыргызстан должен не только Эдварду Либерману, но и Данияру Усенову!» и т.д. Но, господа, позвольте! Ведь сам экс–первый вице–премьер не требует у государства возврата денег! В редакцию «МСН» попали интереснейшие архивные документы. Их содержание позволяет подробно проследить, почему случилось так, что из Кыргызстана была вывезена часть стратегического золотого запаса страны, почему и сегодня не прекращаются попытки всячески очернить тех, кто это золото пытается найти. Сегодня мы знакомим читателей с содержанием этих документов.
«Ты помнишь, как все начиналось? Все было впервые и в новь...»
23 сентября 1991 года в “Белый дом” на имя Аскара Акаева из Цюриха под грифом “Весьма срочно” поступил один прелюбопытный документ. Из него вытекало, что в Цюрихе прошли переговоры с президентом компании “Сиабеко групп” Б. Бирштейном о возможности участия данной компании в программе экономического развития Кыргызстана.
Господин Бирнштейн настоял, чтобы в Меморандум были внесены, на его взгляд, принципиально важные положения. Первое — руководящим экономическим органом Кыргызстана должен быть высший экономический совет республики, наделенный директивными функциями в рамках экономического пространства страны и во всех ее международных связях. Второе — в совет должны войти представители высшего руководства страны и руководители “Сиабеко групп”. Третье — совет должен заниматься только крупными экономическими проектами. Четвертое — отделения “Сиабеко групп”, действовавшие в США, Канаде, Бельгии, Италии, Великобритании, Австрии, Израиле, Японии, Чили, должны быть наделены функциями торгово–экономических представительств Кыргызстана. Пятое — совет должен быть образован указом президента Кыргызстана и утвержден парламентом страны.
Далее указывалось, что для детального обсуждения стратегической комплексной программы страны и участия в ней “Сиабеко групп” господин Бирштейн мог бы посетить Бишкек с 3 по 10 октября 1991 года. Извещал обо всем этом Аскара Акаева Санжарбек Айтматов.
Президент страны отреагировал тогда молниеносно. Уже 24 сентября им был подписан под грифом “Не подлежит опубликованию в печати” Указ о назначении Санжарбека Айтматова полномочным представителем президента Кыргызстана по особым поручениям.
13 октября 1991 года из–под пера Аскара Акаева выходит очередной Указ “О государственно–частной корпорации “Кыргызстан—Сиабеко” и Комитете по реконструкции и развитию экономики Кыргызстана”. Впрочем, уже другими указами от 2 декабря 1991 года Аскар Акаев признал его утратившим силу, образовал при себе (президенте Кыргызстана) Комитет по реконструкции и развитию экономики, назначил его председателем Б. Бирштейна, заместителями — С. Айтматова и А. Сарыгулова, дал команду учредить государственно–частную корпорацию “Сиабеко—Кыргызстан” и Международный банк развития и реконструкции экономики Кыргызстана в Бишкеке. Колесо золотой аферы закрутилось…
Справка «МСН»
Борис Бирштейн родился в 1947 году в Вильнюсе. Изучал право в Вильнюсском университете, руководил текстильным предприятием. Затем через Израиль эмигрировал в Канаду. В 1992 году перебрался жить в Цюрих. По данным разных источников, тесно сотрудничал со спецслужбами Израиля и США.
До того как переехать в Швейцарию, Борис Бирштейн в Иерусалиме основал торговую фирму “Бада трейдинг”. Известно, что его партнеры по бизнесу со временем разорились. Тогда г–н Бирштейн организовал в Швейцарии новую компанию — “Сиабеко”. Название возникло из имен его детей Симоны, Алекса и другого лэйбла — “Бирштейн энд компани”. В своих коммерческих интересах он всегда использовал влиятельных людей в правительственных кругах.
Именно по такой схеме он делал деньги в Москве, где, кстати, ему удалось провернуть несколько махинаций, нанесших значительный ущерб государству. Когда этим делом заинтересовались сотрудники правоохранительных органов, он перебазировался в обретший независимость Кыргызстан.
Встретили его у нас с вниманием и почестями, которые принято оказывать первым лицам зарубежных государств. “Вашингтон пост”, например, сообщала, что прием, оказанный Бирштейну в России, буквально меркнет по сравнению с тем вниманием, которым его окутали в Кыргызстане.
В 1991–1992 годах Бирштейн приезжал в Бишкек более десяти раз. По указаниям Аскара Акаева его размещали в правительственных апартаментах госрезиденции. Его помощникам предоставлялись комфортабельные номера в гостевом особняке.
Уже позже Аскар Акаев “для работы” выделил г–ну Бирштейну кабинет на седьмом этаже “Белого дома” напротив большого Овального зала, где обычно проходят переговоры главы государства с правительственными делегациями. Подобного не позволял себе ни один президент во всем мире. Ведь ни одно уважающее себя правительство никогда не отведет офис иностранному гражданину в главном государственном здании. Многие аналитики расценили тогда действия Аскара Акаева как неуважение к своему народу, недооценку его разума и интеллектуального потенциала. Разве наши экономические проблемы и пути их разрешения были лучше известны второразрядному коммерсанту, занимавшемуся главным образом посредничеством?
Похождения Бирштейна в Бишкеке
После назначения Бориса Бирштейна председателем республиканского Комитета по реконструкции и развитию экономики страны компании “Сиабеко” были предоставлены поистине исключительные привилегии. Местное отделение “Сиабеко” было освобождено от уплаты налогов. В благодарность Борис Бирштейн, частное лицо, уполномоченное Аскаром Акаевым выступать в качестве торгового представителя Кыргызстана за границей, катало на собственном самолете министров нашего правительства по странам Западной Европы. Вправе ли были высокопоставленные чиновники принимать подобные предложения. Это что — одолжение? Взятка? Если да, то за что? Почему президент Акаев дает указание, которое иначе как противоправным не назовешь: вывезти золото Кыргызстана на частном самолете в Швейцарию контрабандным путем?
К исчезнувшему золоту мы вернемся чуть позже. Есть необходимость рассказать, как Бирштейн “развивал” нашу экономику. Для разработки основополагающей концепции он нанял в Канаде некоего Чарльза Макмиллана, выдав его за своего экономического советника. Канадские газеты в то время не преминули съехидничать: “Бирштейн привез Макмиллана в Бишкек для экономической игры с кыргызским правительством”.
Макмиллан все надежды оправдал — быстро состряпал “экономическую концепцию”, которую нельзя даже было рассматривать в качестве документа. Отдельные рациональные зерна в ней все же существовали, но, как выяснилось позже, их Макмиллан “позаимствовал” из экономической программы академика Койчуева и других наших экономистов.
За все время существования бирштейновского комитета состоялось лишь одно тридцатиминутное заседание. Впоследствии “концепцию” упрятали под сукно. Зато “труд” Бирштейна и его советника был солидно вознагражден долларами.
Большой интерес представляет и другая сторона “деятельности” г–на Бирштейна в Кыргызстане. Речь идет о контракте “О совместной деятельности в области освоения полезных ископаемых, развития горнодобывающей промышленности Кыргызстана”, подписанном с одной стороны нашим правительством и ПО “Кыргыззолото”, а с другой — президентом швейцарской компании Борисом Бирштейном и Санжарбеком Айтматовым, ставшим к тому времени уже директором государственно–частной корпорации “Сиабеко—Кыргызстан”.
Согласно договору компания “Сиабеко” согласилась представить правительству и “Кыргыззолоту” передовые западные технологии по добыче и переработке полезных ископаемых, включая составление ТЭО, проектирование, строительство, эксплуатацию, а также экспертизу в области управления горнодобывающей промышленностью, помощь в международном финансировании, распределении финансовых ресурсов, а также закупках, поставках оборудования и его эксплуатации.
Этим контрактом были предусмотрены два этапа. Вначале стороны должны были повысить производительность, объемы производства на руднике и обогатительной фабрике “Макмал”. На втором этапе — развивать рудники всех месторождений золота в республике, включая Кумтор, Джеруй, Талды–Булак. “Сиабеко” в течение года не выполнила практически ни одного пункта договора по первому этапу. Но по второму — преуспела. Рекомендовала нашему правительству корпорацию “Камеко”, с которой было заключено соглашение по освоению золоторудного месторождения Кумтор. Все остальные фирмы, предлагавшие более выгодные условия, получили от ворот поворот — их попросту не допустили к участию в конкурсе. А ведь предложения были!
Справка «МСН»
По золоторудному месторождению Кумтор в архивах имеются протоколы взаимопонимания с “Хант экспорейн майнинг компани” (“Хемко”), проект договора с “Англо–Америкен Корпорейшн оф Саут Африка” (Южная Африка), предложения компании “Моррисон Кнудсен” (США), “Гайнберг Консорциум” (США), протокол соглашения с “Ньюмонт майнинг корпорейшн” (США) и многие другие.
Но месторождение Кумтор было, образно говоря, занято “Сиабеко” для “Камеко”. В итоге корпорация получила Кумтор фактически в свое полное владение. Управление проектом находилось полностью в руках структур, созданных “Камеко”. Кыргызская сторона не могла влиять на принятие решений и управление проектом. Иностранная фирма делила с Кыргызстаном только добытое золото. Все сопутствующее — серебро, вольфрам, теллурий, другие благородные металлы — корпорация оставляла в своем распоряжении.
Аффинажная контрабанда
В любом золотодобывающем государстве действуют законы, обеспечивающие надежную сохранность и строгий контроль за использованием стратегического золотого запаса. У нас с момента распада СССР “золотые вопросы” взял в свои руки президент. Парламентарии, многие члены правительства даже и не знали, сколько золота добывается, где и как оно используется.
Парадокс, но и вопрос вывоза золота в Швейцарию не обсуждался в правительстве, все делалось в тайне, в которую были посвящены самые доверенные люди Акаева. По мнению аналитиков, в мировой практике по аффинированию и хранению золота подобных прецедентов нет. Национальным золотом Аскар Акаев со своими приближенными распоряжался, как мелочью из собственного кошелька.
Спрашивается, зачем было переправлять в Швейцарию концентрат, если в стране к этому времени уже действовало свое аффинажное производство? Почему это делалось нелегально (в архивных документах нигде не указывается место доставки золотого концентрата)? Почему золото вывозили на частном самолете иностранца люди, не имеющие на то официальных юридических полномочий? Это делали бывший председатель Комитета по внешнеэкономическим связям А. Сарыгулов, начальник Управления охраны при президенте Дж. Бошкоев, ставший к тому времени генеральным консулом Кыргызстана в Цюрихе С. Айтматов.
Именно эти люди, не считая Т. Чынгышева, были посвящены в золотые акаевско–бирштейновские дела. Кстати, не так давно долго молчавший и лишившийся в свое время из–за “золотого скандала” должности главы правительства экс–премьер–министр Т. Чынгышев сделал сенсационное заявление. Он подчеркнул, что был вынужден участвовать в этих сомнительных операциях под давлением Аскара Акаева. То же самое наверняка могут сказать, учитывая их тогдашние должности, и Дж. Бошкоев, и А. Сарыгулов. Но интересно, как прокомментирует этот материал “познакомивший” Аскара Акаева с г–ном Бирштейном Санжарбек Айтматов?
Кстати, трудится сегодня он в Москве. Возглавляет Представительство таможенной службы Кыргызстана в Российской Федерации и является членом коллегии таможенной службы России. Можно было бы предположить, что полпред в Москве не жалеет сил для блага кыргызстанцев и своей страны. Но…
У депутата парламента нынешнего созыва К. Исабекова противоположное мнение. В своем официальном обращении на имя премьер–министра Феликса Кулова он поднимает вопрос о соответствии С. Айтматова занимаемой должности. При этом подчеркивает, что как председателю парламентской комиссии по проблемам трудовой миграции ему в составе депутатской группы пришлось посетить Москву. Там выяснилось, что у наших сограждан в России имеется множество проблем. Решать их обязано Представительство таможенной службы Кыргызстана в России. Но, как утверждает депутат ЖК К. Исабеков, С. Айтматов не оказывает кыргызстанцам никакой поддержки, халатно относится к нуждам соотечественников, не решает конфликтные вопросы.
Справка «МСН»
В 1992 году в общей сложности “Кыргыззолото” передало правительству 1 тонну 636 килограммов золота. Как это ни странно, но наше правительство тогда даже не удосужилось составить контракт с заводом “Металор” об условиях аффинирования нашего золота и хранения его в Швейцарии.
Более того, наш бывший президент и его доверенные лица являлись главными нарушителями таможенного законодательства. Таможенные органы не имели никаких документов о вывозе из страны золота. Такие действия именуются контрабандой и должны наказываться по закону.
Кстати, после разразившегося в 1993 году золотого скандала вышеназванные лица пытались оправдать свои действия необходимостью обеспечения госсекретности. Но члены парламентской комиссии, разбиравшейся в “золотом” деле, заявили, что эти оправдания более чем наивны. Ко всему прочему, во время заграничных частных золотых рейсов речь также не шла и о пограничном контроле.
Выводы о незаконных условиях вывоза золота в Швейцарию, об отсутствии необходимых документов и должного контроля, о необоснованной передаче аффинажа в руки Борису Бирштейну, о возможности наличия неучтенных объемов золота после швейцарского аффинажа, а главное, — о передаче уже чистого золота в слитках после разразившегося скандала Нацбанком Кыргызстана в швейцарский банк под залог, как раз и дают четкие ответы на вопросы — защищал ли наш бывший президент интересы государства или, сговорившись с отдельными иностранными дельцами, попросту позволял растаскивать народное достояние.
Золото. Дубль два
После мартовской революции ранее закрытое уголовное дело, связанное с вывозом из Кыргызстана значительной части золотого запаса страны, было изъято из архива с целью его повторного расследования.
Напомним, что “золотой скандал” притушил сам Аскар Акаев, “разъяснив” депутатам, что золото якобы ушло на израильские автоматы “Узи”, спецоборудование. Но настырного Азимбека Бекназарова, после революции исполнявшего обязанности генерального прокурора страны, всерьез заинтересовало, куда же оно все–таки делось, и он выступил с инициативой разобраться во всем до конца.
Следует отметить, что параллельно к президенту Кыргызстана Курманбеку Бакиеву обратились депутаты прежних созывов парламента Орозбек Дуйшеев, Рамазан Дырылдаев, Кубанычбек Идинов, Бейше Молдогазиев и Шергазы Мамбетов. Они настаивали на том, чтобы была дана принципиальная оценка деятельности прежних руководителей Кыргызстана во главе с Аскаром Акаевым, касающейся золотого запаса страны, освоения золоторудных месторождений. Экс–депутаты подчеркивали, что по предложению парламента в свое время была принята программа “Кыргызское золото”, рассчитанная на 1993–2010 годы. Но к сегодняшнему дню реализована лишь треть из намеченных планов.
По мнению экс–парламентариев, канадская фирма “Камеко”, на всю катушку используя 10–летние налоговые каникулы, извлекла для себя максимум выгоды. Вместо 14 тонн по плану она ежегодно добывала по 20–25 тонн золота. В итоге из страны без уплаты налогов было вывезено 157 тонн.
Авторы обращения считают, что не лучше обстоят дела и на других золотоносных рудниках: из 15 месторождений в стране в настоящее время добыча ведется лишь на двух.
Экс–депутаты призвали Курманбека Бакиева провести тщательный анализ положения дел в отрасли и определить основанные на национальных интересах подходы в освоении запасов золота в стране. Кроме того, они заявили, что виновные в разрушении отрасли лица должны получить заслуженную оценку.
Глава государства поддержал инициативу Азимбека Бекназарова. Но поскольку Генпрокуратура не имела полномочий искать в других государствах какие–либо цености и деньги, пришлось воспользоваться услугами международного адвоката Эдварда Либермана. Последнему был обещан гонорар — 500 тысяч долларов плюс 10 процентов от найденных средств.
Соглашение с Либерманом было подписано в Вене во время визита правительственной делегации Кыргызстана в Австрию. Согласно этому документу, адвокат начал вести 6 уголовных дел в отношении экс–президента Аскара Акаева и его окружения. Был найден и другой известный международный юрист, согласившийся работать за 5 процентов от суммы возвращенных государству средств.
Немаловажно и то, что после отставки Азимбека Бекназарова инициативы, связанные с расследованием факта исчезновения кыргызского золота во время правления Аскара Акаева, обрели поддержку в лице нового генпрокурора страны Камбаралы Конгантиева. Он официально заявил журналистам, что держит данное расследование под личным контролем. Вот только почему–то не спешит обнародовать его ход.
И этим обстоятельством сразу же воспользовались те, кому данное расследование и поиск золота, что кость в горле. Причем контрпиар–кампанию они очень четко провернули руками парламентариев нынешнего созыва, костяк которых как раз составляют те, кого Аскар Акаев и хотел видеть в Жогорку Кенеше.
Эти депутаты организовали, а затем и обнародовали мнение по поводу якобы сомнительной сделки с адвокатом Либерманом. При этом они охотно давали интервью, в которых подчеркивали, что бывший исполняющий обязанности первого вице–премьер–министра Данияр Усенов заключал сделку, не посоветовавшись с парламентом республики. Что последняя была совершена без должной правовой основы и никто из нынешних чиновников Минфина не возьмет на себя ответственность по возмещению полумиллионного долга Усенову.
А кто вообще просит сегодня Минфин брать? Да, действительно, Курманбек Бакиев, Азимбек Бекназаров, Данияр Усенов обсуждали проблему поисков вывезенных ближайшим окружением Аскара Акаева из страны золота и средств. Денег в бюджете на эти цели не было. Но если бы и были, то на “поиски клада” даже глава государства не имел права их использовать.
На том совещании была достигнута устная договоренность, что Данияр Усенов из личных средств заплатит Либерману гонорар. А вопрос возврата этих денег будет обсуждаться лишь в том случае, если в страну возвратится то, что вывезли при режиме Акаева.
Остается только добавить, что эта грязная пиар–кампания выгорела у политтехнологов лишь из–за отсутствия в обществе достоверной информации. Генпрокуратуре, держащей руку на пульсе расследования, вряд ли в подобных ситуациях следует играть в молчанку.
Юрий Груздов.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/12466/