Распечатать: Пастух — профессия городская РаспечататьОставить комментарий: Пастух — профессия городская Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Пастух — профессия городская Посмотреть комментарии

9 декабря 2005

ОБЩЕСТВО

Пастух — профессия городская

    Под боком у города, между Бишкеком и ГЭС-5 — пастораль. Высь небесная, начавшая накапливать тучи для грядущих снегопадов, еще лучезарна и сбрызнута сияющей пеной облачков; горы от солнца нежно голубы. А вдали-вдали, во чистом поле, стадо самых мирных созданий — коров. И Кенжибай на своем белом Алабае — там. К нему, меж ломких сухих камышей, мы и пробираемся.
    А теперь — без лирики. Бишкек, все больше растекающийся по окрестностям, накрыл саманными мазанками огромные массивы земель сельхозиспользования. А остальное вокруг города давно поделено и разделено. За землю дерутся и конфликтуют люди. А что про скот — для него не осталось сегодня места. Но упорные люди, великомученики, все–таки еще пытаются его держать — на пользу себе и в прокорм городу.
    Этой окраине пока везет. Проблемы весной-осенью решают два классных пастуха. Один из них и есть Кенжибай. Прирожденный животновод, в прошлом — чабан.
    В назначенное время, минута в минуту, появляется утром на улице всадник, вальяжный и приветливый, улыбчивый и полный достоинства — все сразу. Его ждут и буренки, и хозяева. “Он для нас важнее акима, — шутят люди. — Того мы не видим и не знаем, а без Кенжибая обходиться не можем”. Пасти негде — а буренки возвращаются домой сытыми. Он строго следит за их здоровьем. Если что — заезжает к хозяевам и советует, что им надо сделать — лекарь он знающий.
    — Как вам все–таки удается их накормить? — спрашиваем.
    В ответ Кенжибай и подошедший пастух из другого стада Сашабек (фамилию не назвал) произнесли диалог на политическую тему: что такое прежняя власть и нынешняя, как бы ей катиться в тартарары, как “изболелись” местные правилы о народе. Существенное из этого: пастбище для индивидуального выпаса, которое при разделе колхозных земель было оставлено для общего пользования окрестного населения, уже захапали загребущие руки.
    — А пасем по болоту… по неудобьям вдоль арыков, коллекторов, на участках, заброшенных хозяевами. Во время косьбы люцерны, силосной кукурузы договариваемся с фермерами (и платим), чтобы там коровы подобрали остатки. Осенью ОКХ выручают — позволяют пасти на убранном свекловичном поле, там много ботвы остается, сейчас вот на кукурузной стерне.
    — В общем, обо всех заботитесь, как о своих…
    — Ну а как же? Никто из тех, кто имеет более или менее оплачиваемую работу, корову в нынешних условиях не заведет. У кого ни работы, ни коровы — нищета. Сколько у нас детей в школу не ходят из–за бедности!
    Кенжибай Кучуков — один из немногих нарынчан, чья профессия в бишкекском конгломерате оказалась востребованной. И по тому, как весело он окликает своих подопечных, как командует ими, с каким удовольствием мчится на своем коне, видно, что ему очень нравится работа.
    — Люди говорят, что коровы вас слушаются больше, чем хозяев. Почему?
    — Я не бью детей и животных. Зачем? Умный слово понимает, а глупого палкой не обучишь.
    — Коровы “по уму” разные?
    — Да как люди. И по уму, и по характеру. Одна целый день суетится, бегает по кругу, здесь что–то хватит, там… не наедается, молока дает мало. Другие степенные, спокойные. А самые умные держатся около пастуха. Это чтобы первыми попасть на новый участок, когда их поведу. Одни понимают все команды, а другие… Кричишь “вперед”, они поворачивают назад, скажешь “назад”, лезут куда–то вбок…
    — Как люди, — ехидно соглашается Сашабек. — Одни, как Акаев, любят руководить. Другие, как Майрам, ищут, где им лучше. Третьи, как Адиль, выхватывают у других…
    Смотрим на милые создания — с виду разные, конечно, бурые, черные, пестрые. А разницу ”внутреннюю” как усмотришь? Хотя… хотя… вот одна пеструшка при нашем появлении забыла про пастьбу, остановилась и стала неотрывно смотреть на незнакомцев. “Понравились?” — спрашиваю. Не знаю, какой ответ пронесся в ее извилинах, но она продолжила в упор рассматривать чужаков, а потом глазела вослед.
    Коровы в стаде Кенжибая в основном высокоудойные. (А в Чуйской долине из–за отсутствия племенной работы они сильно деградируют.) Годами он строго следит за тем, чтобы на свет появлялись только славные телята. В стадо допускается только бык хорошего рода, здоровый. А если такового в данный момент нет, сам отгоняет загулявшую красавицу на ферму ОКХ или предупреждает хозяев, чтобы вели. А из хороших телочек потом вырастают матроны, достойные своих матерей.
    …Выгнал вчера Кенжибай своих подопечных по первому снежку в поле в последний раз. А хозяевам наказал: не держите их зимой на привязи целыми днями. Хоть раз в день, да прогоните их, где можете. Корова, она, как человек, ей движение и свежий воздух полезны.
    Валентина Корчагина
    Фото Владимира Воронина.

    


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/12279/


Распечатать: Пастух — профессия городская РаспечататьОставить комментарий: Пастух — профессия городская Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Пастух — профессия городская Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007