У парламента — особое мнение
Вот так скандал! Вчера парламент не утвердил представленную президентом республики кандидатуру первого вице—премьер–министра Данияра Усенова. Таким образом, страна осталась без «первого», а с революционного пьедестала была низвергнута еще одна фигура, причем с оглушительным треском: из 59 присутствующих на заседании палаты депутатов «за» проголосовали только 17. А вот новый генеральный прокурор Камбаралы Конгантиев прошел сквозь сито тайного голосования без проблем.
После довольно долгого перерыва почти в две недели депутатский корпус вновь приступил к работе. С утра в деловой и мало эмоциональной обстановке парламентарии начали обсуждать повестку дня на ноябрь. Из–за известных потрясений скопилось более чем достаточно вопросов, не терпящих отлагательства. Одно только правительство внесло на рассмотрение нардепов более пятнадцати неотложных законопроектов. Но, самое главное, “горит” закон о республиканском бюджете на следующий год. Однако Жогорку Кенеш решил отложить в сторону все горящие дела и приступить к долгожданному утверждению единственного неутвержденного члена кабинета министров и генерального прокурора — время не терпит...
...Пока палата готовилась к совместному заседанию двух комитетов, где предстояло утвердить обоих кандидатов на высокие должности, журналисты пытались взять у самих претендентов блицинтервью. По понятным причинам они отказались — когда решается судьба, не до комментариев. Правда, Камбаралы Конгантиев признался, что волнуется, ведь мнение депутатов определить очень сложно. Корреспонденты досадовали: и генерального прокурора, и первого вице–премьера оба комитета — по отраслевой экономике и вопросам государственного устройства — поддержали без единого вопроса, все идет точно по расписанию и нет ни малейшего намека на интригу. А ведь сколько всевозможных слухов ходило по коридорам парламента накануне! И о том, что и. о. первого вице–премьер–министра Данияр Усенов не пожалел для народных избранников огромных денег, и о том, что зря он это сделал (если сделал), ведь никакие финансы не помогут изменить настроение палаты и т. д.
Но вот началось заседание палаты и случилось непредвиденное. Депутаты просто–напросто атаковали Данияра Усенова самыми неудобными вопросами. Жанторо Сатыбалдиев прямо спросил: где пять миллиардов сомов, которыми Данияр Токтогулович сразу после мартовской революции обещал пополнить государственную казну? Исполняющий обязанности первого вице–премьера дал полный расклад — 750 тысяч дополнительных сомов поступило по линии налоговой службы, лишние миллионы сомов принесла таможня республики, которая стала работать гораздо эффективнее, да и объемы внешней помощи Кыргызстану значительно увеличились. Сильно мешает нашей экономике рост цен на горюче–смазочные материалы, а увеличение экспорта сельхозпродукции способствует росту цен на овощи–фрукты. Однако правительство предпринимает немало усилий для того, чтобы все прогнозы сбылись, тем более что год еще не закончился.
Жанторо Сатыбалдиев продемонстрировал также распространенные среди депутатов компрометирующие листовки. В частности, по поводу известного Аксайского месторождения известняка на юге страны, где в ближайшее время будет возведен столь необходимый цементный завод. В материалах прямо говорилось о том, что фирмы Данияра Усенова, точнее фирмы его супруги, имеют к этому месторождению самое непосредственное отношение. Д. Усенов отверг все прозвучавшие обвинения в свой адрес и сказал, что благодаря этому проекту в нашу республику придут колоссальные инвестиции из Казахстана и никакой личной выгоды в нем не имеется. Что же касается всех других пунктов обвинений, то на этот счет Генеральная прокуратура проводила свое расследование и дала подробный ответ, где четко сказано, что Д. Усенов в каких–либо нелицеприятных делах не замешан. Данияр Усенов также заявил, что стесняться и скрывать ему нечего.
Собственно, перепалка по поводу имущества семьи Акаевых, акций Кантского цементно–шиферного комбината (этот вопрос поднимал депутат Омурбек Бабанов) и прочих щепетильных моментов могла бы продолжаться еще очень долго. В конце концов все дискуссии были прекращены, и депутат Исхак Масалиев подвел черту:
— Я считаю, что эта кандидатура на пост первого вице–премьера не подходит, так как бизнес и государственное управление — это совершенно разные вещи. Прошу коллег не поддерживать предложенного кандидата.
Тайное голосование показало, что депутаты имеют свое мнение и готовы защищать собственную позицию. Как заметил депутат Мелис Эшимканов, тот настрой, который был в палате три–четыре месяца назад, остался, потому что господин Усенов грешит теми же недостатками, тем же популизмом и идет на открытый саботаж премьер–министра. И вообще вопрос был не в личности Данияра Усенова, а в том, что будет со страной. Ведь, как считает Мелис Эшимканов, если бы парламент утвердил Усенова, он стал бы одним из дестабилизирующих элементов между Курманбеком Бакиевым и Феликсом Куловым.
— Пусть Данияр Токтогулович не обижается, ведь мы ему прямо сказали — делай свой бизнес, но без государственного поста, — заключил Эшимканов.
...Теперь возникли разговоры о том, что народные избранники пошли на открытую конфронтацию с президентом республики, а это чревато. Жизнь, конечно, покажет, как будут развиваться события дальше. Тем более что в Кыргызстане острых проблем и прочих сложностей и без того хватает...
Елена Скородумова.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/11854/