Новая политическая формула
«Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории, тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники».
Р. Дарендорф.
В строительстве нового государства участвуют, бесспорно, самые различные слои нашего населения. И все же роль непосредственного исполнителя в этом деле принадлежит административно–политической элите, которая своими действиями оказывает реальное влияние на судьбы страны в целом.
Во все времена всегда правила, правит и будет править элита, считал Н. Бердяев. Это верно для всех форм и типов управления: для монархии и демократии, для эпох реакционных и революционных. Из ситуации “управления элиты” нет выхода. И все демократические попытки создать царство большинства в сущности являются жалким самообманом, вопрос лишь в том, власть лучших или худших определяет общественное бытие. Ведь люди ожидают новую власть, способную решить все их проблемы в одночасье, что практически невозможно. Очевидно, трагедия революционеров различных эпох именно в том, что они хотели создать идеальное правительство, способное удовлетворить всех. Конфликт неизбежен, потому что невозможно создание такой общественной системы. Тем более что Кыргызстан — небогатая страна и пока еще не может в полной мере обеспечить достойное материальное благополучие всех наших граждан. Поэтому в настоящее время речь, скорее, может идти о формировании в Кыргызстане подготовленной, эффективно правящей элиты, носящей открытый характер и, что важно, подконтрольной обществу.
Сегодня становление института политической элиты происходит на фоне развития государственности Кыргызстана, на фоне противостояния новой власти деструктивным силам.
Существует еще масса политических партий, группировок, региональных объединений, тяготеющих к той или иной политической установке либо обособленных. Все это показывает, что высшие эшелоны власти надо формировать на плюралистической основе. Есть способы сделать это: смело давать ответственные посты в новом правительстве молодым реформаторам, являющимся оппозиционерами, или абсорбировать их. Последний способ, возможно, самый эффективный, позволяющий избежать главного социального зла — гражданского противостояния. К слову, английская элита оказалась наиболее виртуозной в абсорбции потенциальных оппозиционеров: уже несколько веков держатся открытыми двери для наиболее одаренных из числа тех, кто по рождению не принадлежит к привилегированным слоям английского общества.
В Кыргызстане традиция пока иная, демократические процессы слабы, все еще господствуют сильные эмоции, берущие начало в традициях родоплеменных, клановых отношений. Но переговорный процесс — это не чисто западное явление, он свойствен и кыргызскому менталитету. Поэтому президент предложил обществу новую политическую формулу: “инициатива народа — ответственность правительства”. Идеал цивилизации Курманбек Бакиев видит в единстве общих интересов страны и общей ответственности перед народом: “сильный президент — сильный парламент — сильное правительство”. Парламент вместе с правительством должен стать главным органом, ответственным за текущую социально–экономическую политику.
И как демократический президент Курманбек Бакиев сознательно допускает общественность к контролю над властью, глубоко внедряя систему сдерживания и противовесов, то есть открытой, прозрачной власти “для предотвращения узурпации государственной власти единым лицом либо группой лиц”. Впервые в истории Кыргызстана президент специально и целенаправленно принимает решительные меры для становления гражданского общества с независимыми личностями широкой политической культуры.
Необходимо подчеркнуть, что одним из факторов сдерживания и противовесов власти и оппозиции в условиях Кыргызстана является беспристрастная, нейтральная позиция оппонентов. Обычно оппоненты — это мудрые интеллектуалы, которые стремятся к правдивости, истине и справедливости, и потому необходимо различать противостоящего оппозиционера от возражающего оппонента. На мой взгляд, как правители, так и все граждане страны должны занимать активную жизненную позицию. Органы власти, как, впрочем, и сами граждане, не должны превращаться в невозмутимых зрителей, уповающих на то, что за них все сделают другие. А население, с одной стороны, не должно поднимать топор на своих правителей, а с другой — обязано самым активным образом использовать легальные методы защиты своих прав и интересов.
В достойном сообществе конфликт развивается в неких рамках — он ограничен патриотической приверженностью ко всеобщему благу и преодолевает личный интерес благодаря готовности уважать закон, а также отвращению к насилию и противозаконной деятельности. Человек, согласно Аль–Фараби, наделен присущей ему тягою к единению, к совместной жизни с другими людьми, а значит, может обрести свое счастье лишь в рамках общества. Истинно патриотичные законодатели нового состава Жогорку Кенеша и представители основных политических и общественных сил должны всегда помнить, что улучшить государственный строй гораздо легче, чем заново его установить. Чтобы преодолеть кризис власти, избежать длительной борьбы в кыргызском обществе, органам власти и управления необходимо проводить активную политику социального партнерства, учета всей совокупности экономических интересов граждан, устранения вопиющей социальной несправедливости.
Новая политическая формула, внедряемая новой властью, может способствовать развитию новой политической элиты Кыргызстана. Из полновластного субъекта управления она превратится в наиболее квалифицированный, профессиональный отряд. Ее деятельность будет оцениваться не по принадлежности к какому–либо клану, родоплеменной группировке, дружеским связям с сильными мира сего, а по деловым, профессиональным качествам и эффективности участия в управленческом процессе.
Калыс Ишимканов.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/11663/