Коррупция в вузах
Одной из причин стремления послереволюционного правительства закрыть ряд вузов республики является низкий уровень предлагаемых в них знаний и коррупция.
Коррупция — это болезнь нашего общества, от которой нужно найти лекарство.
Есть два пути решения любой проблемы. Первый — разрубить гордиев узел. Второй — исключить его появление. И тот и другой подходы оправданы самой историей. Однако современный мир все чаще пытается смотреть на вещи глубже и не допускать появления болезней.
Есть большой минус
Любое следствие имеет свою причину в определенной системе.
У Кыргызстана сегодня есть опыт использования двух систем в высших образовательных учреждениях. Первая, ставшая для нас традиционной, уходит своими корнями в европейское образование. Получив распространение в советское время, она приобрела свои черты. Сегодня многие говорят о сильных сторонах советского образования. Но есть и один большой минус, ярко проявившийся вместе со вступлением Кыргызстана в рыночную экономику. Вступительные и текущие экзамены, должности превратились в источник дохода как отдельных преподавателей, так и администрации.
Коррумпированность, несомненно, стала основной причиной снижения качества обучения, а также преподавательского и административного состава. Если за экзамен или зачет можно заплатить, то человек, вынужденный совмещать учебу с работой, скорее всего заплатит деньги, нежели будет тратить свое время над учебниками, уже давно потерявшими свою практическую актуальность. При наличии денег также легко стало продвигаться по служебной лестнице, вплоть до кресла ректора. Более того, высшее образование приносит неплохой доход владельцам этих образовательных предприятий. Самые находчивые и инициативные дельцы от высшего образования открыли собственные вузы, колледжи, школы. Тем более что товар по имени Знание, подкрепленный дипломом или сертификатом, всегда будет сверхактуальным.
Если перевести смысл слова business с английского, то он и будет означать дело, любое дело, которым занимается человек, будь то купля–продажа, производство либо занятия искусством и спортом в целях самосовершенствования. Поскольку высшее образование в этом смысле также является бизнесом, разумно ли поступать с ним как с гордиевым узлом — закрывать слабые вузы и применять силовые методы в отношении коррумпированной администрации и преподавателей?
Аналогичная ситуация может быть в экономическом секторе республики. На этапе становления рыночной экономики неизбежно будут появляться предприятия, выпускающие некачественную, но иногда дорогую продукцию. Сможем ли мы поднять экономику страны, позакрывав подобные предприятия, вместо того, чтобы помочь ее владельцам пройти курсы по лучшему знанию их продукции и ее производства либо помочь установить контакты с такими же сильными предприятиями для обмена опытом? В 50–х годах лейбл Made in Japan означал, что это продукция очень низкого качества. Не прошло и 20 лет, как такой же лейбл уже означал, что это продукция очень высокого качества и доступная по цене. Секретом японского экономического чуда стали профессионалы, получившие высокое образование и внедрившие новейшие методики и технологии как в производство, так и в систему подготовки кадров в вузах.
Что можем получить мы, закрыв отдельные вузы?
1) Мы закроем те самые “предприятия”, которые выпускают некачественную продукцию, но которые все же делают это и насыщают рынок товаром, доступным для определенной части населения.
2) Создадим монополистов в системе высшего образования. И оно автоматически станет недоступным опять–таки для определенной части населения, не имеющей средств на получение качественного образования в сельской школе, а значит, неконкурентоспособной в поступлении в столичные вузы. Более того, не имеющей средств для съема жилья, пусть даже общежития, и обеспечения себя питанием и одеждой вдали от родных.
3) Перекроем возможность приобщиться большому числу людей к высшему образованию и получить иное, основанное на более высоких принципах восприятие мира.
4) Отбросим развитие Кыргызстана в каменный век, тогда как весь мир стремительно летит к новейшим компьютерным и другим информационным технологиям, требующим скорости восприятия, мышления и ориентации. А за этими технологиями и сама жизнь получает ускорение в своих темпах. Тех, кто не сможет поспеть за ней, она просто оставит на задворках. Если более 50% населения Кыргызстана останется на задворках, то нашей революции грош цена!
5) Получим еще больший разгул коррупции во всех ветвях власти (неуч всегда заплатит за портфель), во всех сферах жизнедеятельности и тем более в самой основной — в области образования.
6) Получим автоматическое увеличение числа наркоманов, алкоголиков, проституток, больных СПИДом, психически больных людей, преступников, маньяков и просто нарушителей закона.
Не лучше ли в век рыночной экономики позволить вузам выживать? Пусть ищут пути и партнеров для повышения качества преподавания, предлагаемых знаний. Пусть борются за имидж своего вуза, чтобы привлечь большее число своих клиентов. Зачем государству тратить деньги на увеличение числа бюджетных мест, если самоуверенный вуз–монополист все равно не позаботится, чтобы его выпускник смог применить знания на деле.
Другой проблемой, остро вставшей в постсоветской республике, является закрытие профтехучилищ и других учебных заведений среднего звена. Это дает знать о себе недостаточным числом представителей рабочих специальностей, которых скоро начнем считать на пальцах. В то же время вузы, расположенные в районных центрах и не способные поднять свою планку до уровня учебного заведения, обеспечивающего высококачественное образование, могли бы переориентироваться для подготовки механиков, токарей, слесарей, краснодеревщиков, водителей и т.д. По крайней мере, такое заведение подарило бы возможность тысячам ребят и девушек получить специальности, которые позволили бы им открыть свои частные предприятия, вести мелкий бизнес и содержать свои семьи.
Есть еще одна непреложная истина, которой уже не отвечает наша традиционная система: “Само по себе знание еще ничего не значит. Нужно уметь применять его на практике!” , как сказал Наполеон Хилл. К счастью, Кыргызстан уже приобрел опыт другой системы, которая может помочь сделать знания практически применимыми в жизни. Одной из основательниц нашего Американского университета (теперь уже в Центральной Азии) К. Шаршекеевой удалось продемонстрировать ее нам. Эта система называется кредитной. Студент сам определяет, какой кредит он хочет получить и у какого преподавателя (банкира знаний) это сделает. Вполне возможно, что она не во всем блестяща, но она продемонстрировала полное исключение коррупции, взяточничества и внедрила элементы критического (читай — самостоятельного, рационального, инициативного, творческого) мышления для студентов.
Может быть, недаром Казахстан, так бурно взявший старт к строительству успешной экономики, насильно внедряет эту систему во все свои вузы. Хотя внедрение кредитсистемы требует ее хорошего знания. В нашей республике чиновники еще не понимают, что это такое. Практически все ректоры и проректоры сопротивляются ей. Очень часто маленькие дети, не попробовав вкуса нового экзотического продукта, пытаются всеми силами противиться ему. А затем, даже будучи взрослыми, не могут отказать себе в удовольствии поедать его.
Кредитсистема исключает взяточничество
Как уже было отмечено, студент в кредитной системе выступает заказчиком своих знаний. Он сам выбирает необходимое количество кредитов каждый семестр, которые способен переварить. Но их не безграничное число. Таких кредитов может быть 18. В Америке до 15. Один стандартный предмет, например, философия, исчисляется тремя кредитами. Сюда входит два аудиторных занятия каждую неделю (1,5 кредита) и столько должно быть отведено на самостоятельную работу студентов. Это означает, что каждый студент должен быть обеспечен необходимой литературой с достаточным количеством дополнительной, также доступной студенту в библиотеке (бесплатно!), либо откопированным материалом, ридерами от преподавателя (также бесплатно) либо доступом к интернет–ресурсам (также бесплатно).
Сам по себе учебный процесс заставляет увеличить себестоимость получаемых знаний, а преподавателя — усиленно поработать над подготовкой курса. Но, что интересно, на качественный продукт появляется высокий спрос. Тем более (что в традиции кыргызов) дети редко сами оплачивают свою учебу. Каждый самый бедный колхозник будет держать у себя во дворе бычка, чтобы оплатить учебу своему чаду. Те родители, которые не могут воспользоваться таким легким методом зарабатывать на учебу своих детей, включают всю мощь своего интеллекта, чтобы вытащить эти деньги из грантов, а самые находчивые — из своего “кресла”.
Ключ к искоренению коррупции
Та кредитсистема, которая существует в АУЦА, полностью исключает коррупцию среди преподавателей. Однако неправильно понятая, такая же система ничего не изменит в других вузах. Примером этого являются наш МУК и казахстанские вузы. Кстати сказать, совершенно не верю искусственно раздутому делу по доктору Айдаралиеву. Думаю, как обычно, кому–то нужно это кресло. В коррумпированной системе, к сожалению, это неизбежно.
Для того, чтобы студент действительно имел возможность выбрать курс и преподавателя, вуз должен обеспечить себя определенным числом почасовиков — приходящих преподавателей, которые составят конкуренцию имеющимся педагогам, работающим на полной ставке и зачастую теряющим чувство конкуренции из–за обязательности предлагаемых ими предметов. Как правило, студент, прошедший курсы критического мышления, легко сориентируется, какой преподаватель даст ему более ценные знания. Если же преподаватель получит хотя бы раз взятку, информация будет немедленно распространена среди студентов, которые уже не возьмут у такого преподавателя курс науки. Естественно, что тот останется без заработной платы. Точно такой же механизм сработает, если педагог не имеет высокой квалификации.
К сожалению, АУЦА сегодня пытается ограничить выбор для своих студентов, чтобы обеспечить кредитами ново-испеченных выпускников американских вузов. Нельзя сказать, чтобы последние были слабы, но однозначно, что такая практика может превратиться в порочную систему, которая приведет к резкому снижению качества преподавания и полной потере так долго нарабатываемого имиджа вуза при высоких ценах за обучение.
Вполне естественно, что перспектива остаться без студентов, а значит, и без куска хлеба не может привлечь среднестатистического работника кыргызстанских вузов. Однако если мы хотим повысить качество нашего образования и работу вузов, нужно всех, в том числе преподавателей и студентов, приучить мыслить категориями здоровой конкуренции.
Опыт показывает, что конкуренция может быть абсолютно грязной, но это уже на совести каждого. С этой целью в АУЦА пытались развивать идею академической честности. Однако не все поймут академическую честность как составную часть высоких нравственных принципов сразу. Воспитание — дело многих лет. Но никогда не поздно заняться им в любое время и в любом возрасте.
Одна из положительных сторон кредитсистемы в вузах США: она позволяет студенту учиться и работать одновременно. Поскольку студент сам определяет себе число кредитов, он может взять не более двух предметов в семестр, по удобному для него графику обучения. Такой выбор делает студента не только сознательным и ответственным учащимся, но и добровольцем учебы. Никто его не торопит и не требует брать предметы, которые ему не нужны, за исключением обязательных для получения диплома. Но и эти предметы он посещает тогда, когда ему это удобно. Наши студенты, по американским меркам, очень богаты, так как могут себе позволить проводить целый день за учебой вместо того, чтобы зарабатывать на хлеб насущный и на оплату своих кредитов. Более того, большинство из них похожи на привязанных собак с грустными глазами, мечтающими только о вкусной еде и дискотеке. Какие тут могут быть мотивы к тому, чтобы стать блестящим специалистом, который будет зарабатывать большие деньги, соответствующие его стоимости? Оптовая покупка предметов обесценивает многие “скучные” из–за преподавателя, но очень важные для жизни курсы.
Сегодня студент нуждается еще в одной важной идее, без которой мы не сможем построить процветающий Кыргызстан, — идее патриотизма. Кыргызстан не может быть общим домом. Никто не уважает общагу. Родина должна быть родным пристанищем, ради которого стоит жить. Чувство патриотизма не позволит личности усыпить свою совесть и превратить свое кресло в торговую лавку. Это будет работать как на государственном уровне, так и в каждом вузе. “Если идея овладевает массами, она превращается в действенное оружие”, — говорил еще отец русской (и нашей) революции Владимир Ленин.
Эпилог
Если в стране есть слабые вузы, но там учатся студенты, значит, они еще нужны. Завтра, когда люди уверенно встанут на ноги, они сами потребуют от вуза улучшить качество учебного процесса и преподавательского состава либо выберут другой.
Если есть система, позволяющая при ее правильном использовании избежать коррупции в высшем образовании без применения насилия, то нужно попытаться внедрить ее в нескольких университетах и колледжах, чтобы еще раз апробировать.
Новой власти необходимо отказываться от сталинских методов давления и устрашения. Человек пришел в мир для созидания. Настало время, когда все мы должны работать с положительной психологической установкой и настроем.
Гульмиза Сейталиева, кандидат философских наук.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/11103/