Судом признано
С декабря прошлого года длилось судебное разбирательство правозащитника Дмитрия Кабака о праве на доступ к информации. В частности, о праве получать сведения о входящих звонках. И вот 4 июля 2005 года в Первомайском районном суде г. Бишкек этот процесс был выигран. Судом признано право знакомиться со сведениями о входящих звонках.
В декабре 2004 года Дмитрий Кабак обратился в Бишкекскую городскую телефонную сеть (БГТС) АО «Кыргызтелеком» с требованием предоставить информацию о входящих звонках, чтобы подтвердить ненадлежащее исполнение обязанностей операторами скорой медицинской помощи, неправомерно снявшими вызов 20 ноября 2004 года (тогда из–за этого погиб человек). БГТС отклонила три запроса: мол, информация о входящих звонках не может быть предоставлена абоненту якобы из соображений конфиденциальности.
Дмитрий Кабак и Нурбек Токтакунов, выступившие против БГТС, доказали, что все звонки, поступающие по телефону абонента, относятся к его частной жизни и частной жизни членов его семьи. И поэтому не могут считаться конфиденциальными для самого абонента. БГТС же стремилась оправдать многолетнюю практику отказов заботой о правах и свободах других лиц, звонящих по телефону. Получается, что «конфиденциальность» (если верить БГТС) — это лишение абонента конституционного права знакомиться со сведениями о себе, разве только после получения соответствующей санкции прокурора.
Правозащитнику и юристу удалось предъявить доказательства о противоречивой практике БГТС. АО «Кыргызтелеком» предоставляет платную услугу «автоматическое определение номера», не считая ее нарушением конфиденциальности, хотя информация о поступающем звонке раскрывается. Запросы же абонентов на аналогичную информацию из базы данных БГТС доселе отклонялись. Правоохранительные органы, как правило, без особых проблем получают информацию о звонках, обладая санкцией прокурора. БГТС заставляла абонентов также получать санкцию прокурора, хотя для абонентов собственные звонки не могут считаться конфиденциальными. Кроме того, конфиденциальность неразрывно связана с защитой личной и семейной жизни абонента и тайной переговоров от неправомерного вмешательства третьих лиц, но никак не самого абонента. Что интересно, Конституция Кыргызской Республики гарантирует право знакомиться в органах власти и организациях со сведениями о себе. БГТС же основной закон был не писан.
БГТС и «Кыргызтелеком» наверняка попытаются обжаловать данное решение, но если решение вступит в законную силу, то, наконец, будут разработаны процедуры, позволяющие гражданам получать информацию напрямую.
Татьяна ОРЛОВА.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/10693/