Нарынские начинания
В нашей республике свыше трети населения не достигло 18 лет. Казалось бы, приоритетность образовательных вопросов налицо. Однако реальная картина показывает обратное: при государственном финансировании в 220 сомов в год на ребенка покупка современных учебников, наглядных пособий или спортивного инвентаря представляется едва ли возможной. Насколько же само общество, опираясь на собственные силы, стремится решить эти проблемы?
С этой целью по приглашению сотрудников проекта ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) «Общинное управление образованием» посетили мы одну из самых необразцовых областей Кыргызстана — Нарынскую.
Внешне Нарын производит смешанное впечатление. Здесь царит Ее Величество Природа, рядом с которой человек как–то теряется. Сказочные молочные реки, кисельные берега, а с другой стороны — удручающие вереницы КамАЗов, груженных металлом, направляющихся в Китай. Грузовики — чуть ли не единственный признак цивилизации на диких просторах. Селения здесь совершенно затеряны в пространствах, и кажется, что каждая семья «варится в собственном соку», наедине со своими проблемами. Так ли это в действительности?
Цветы на обочине
Так, жизнь в высокогорном краю действительно нелегка и для маленьких, и для взрослых. Как правило, начиная со старших классов, ребята становятся главными помощниками по хозяйству — и не только. Они работают и вне дома, например, приторговывая на базаре или ворочая там тачки — разумеется, не только в свободное от учебы время, но и вместо занятий. По оценке специалистов, обследовавших 3 из 5 районов Нарынской области, в школы не ходят более 42 тысяч детей. Фактически это настоящие дети–»невидимки», которые нигде не числятся и вообще не попадают в поле зрения каких–либо государственных органов. Так, в Ат–Башы выявили семью, в которой из пяти детей школьного возраста четверо не имели соответствующих документов и никогда не ходили на занятия. Узнать о положении таких ребят и повлиять на него могут только сами односельчане. Между тем даже коротенький предварительный опрос старшего поколения («Что вы делаете в течение дня?») дал не слишком утешительные результаты. Перечислив массу занятий, в том числе уход за скотом и просмотр телепередач, все родители, как один, «забыли» о взаимодействии с собственными чадами.
Изменение общественного отношения, уделение особого внимания, специально отведенного времени — вот что по–настоящему требуется для улучшения положения детей.
Спасение утопающих — дело рук самих утопающих
Проект UNICEF «Общинное управление образованием», запущенный поочередно во всех районах Нарынской области, направлен именно на то, чтобы благодаря вовлечению самой общины каждый ребенок ходил в школу, чтобы все дети посещали ее регулярно и получали образование хорошего качества. Ведь грантовая поддержка — временный денежный источник, а на государственные структуры надеяться пока не приходится. Внутренние ресурсы местной общины — единственная «возобновляемая энергия» для подобных изменений. Около 70 процентов существующих на сельском или поселковом уровне проблем могут быть разрешены силами села или поселка. Для проектов, касающихся образования, также очень важно участие самих детей. Пытаясь помочь ребятам, взрослые часто попадают мимо цели: например, им трудно предположить, что в большом арыке на пути в школу кроется причина частых возвращений домой осенью и весной — дети падают на льду, и тут уже им не до школы.
В проекте ЮНИСЕФ работает три уровня: национальный, районный и сельский. Однако основной силой является именно сельская группа. Здесь выясняют, все ли дети ходят в школу, а если нет — то почему, смотрят результаты обучения и привлекают к решению образовательных проблем всех активных жителей села. Вот, например, небольшое село Алыш к востоку от Нарына — 80 семей, 123 ученика. Сельская группа сформировалась месяц назад и только начинает действовать. Для выявления проблем учащихся используются три основных инструмента: режим дня, сезонный календарь и карта домохозяйства. Пожалуй, впервые при составлении режима дня родителям приходит в голову включить туда и занятия с собственными чадами. Сезонный календарь помогает в другом: например, в октябре посещаемость классов падает вполовину в связи с сельскохозяйственными работами. Возможно, разумнее в это время сделать каникулы, тем более что в каждом селе такой график разрабатывается индивидуально. Впрочем, последнее слово здесь остается все равно за Министерством образования (кстати, партнером проекта). Карта домохозяйства — наглядное пособие по отслеживанию школьной жизни учеников. На карту занесены все дома села и все ученики, живущие в них. Напротив каждого имени — флажок: красный — все нормально, желтый — ребенок время от времени пропускает занятия, зеленый — тревожный знак: ребенок даже не появляется в школе. Вот тут и важно разобраться, что с ним происходит: может, с ровесниками не ладит, а может, в семье учеба не считается чем–то важным.
Пока взрослые бурно обсуждают, пишут и даже рисуют, младшие толкутся тут же. Интересно, что думает о происходящем молодежь? Спрашиваю у ближайшего мальчишки лет 12, чем занимается конкретно он. «В семинаре участвую!» — гордо отвечает мой собеседник, не в силах пояснить что–либо еще. Ого! Похоже, будущий аким. Но за многих можно быть спокойным: эти знают, чего хотят, умеют заниматься планированием.
В соседней комнате занимается фокус–группа подростков–девятиклассников. Сегодня для них — как внеплановый Новый год, можно загадывать желания. Вот только исполнять их придется не Деду Морозу, а самому селу, поэтому и запросы реалистичные: хочется многого, приходится от кое–чего и отказываться. Кажется, в этот раз победили мальчишки, настояв на помещении под секцию борьбы. Вот так, в ходе реализации проекта, село мало–помалу учится самостоятельно удовлетворять свои нужды.
В ат–башынском селе Бирлик, где работа идет примерно год, уже наметились кое–какие сдвиги. Например, выявили 35 детей, ни разу не посещавших школу, 27 из них стали делать это постоянно. 15–летний (!) парень, впервые попавший в школу, учится читать и писать. У него новое увлечение: книги, неведомый мир рассказов, прежде закрытый от него. 8–летний Анарбек — сирота. Когда мать, уехавшая в Токмак на заработки, неожиданно скончалась там, пацаненку никто не объяснил, что дети ходят в школу. Сейчас мальчишка «пристроен», у него новые друзья. Ребята мерзли зимой в классах — теперь у каждого из них есть хотя бы войлочные коврики на стул и стол. Батарею не заменяют, однако организму все теплее. Были ужасными сортиры — теперь ребята и их родители собственными руками соорудили новые деревянные туалеты. Хромало медицинское обслуживание — теперь для медосмотра организована мобильная группа врачей.
Однако, пожалуй, главная работа идет не в школах и не в школьных дворах, а в головах. Признание того, что получение образования само по себе является важнейшим шагом в жизни каждого ребенка, вот самое главное изменение, происходящее сейчас в нарынских деревнях. Остается пожелать им доброго пути, поменьше зеленых флажков и побольше веры в собственные силы.
Дарья Алексеева.
Фото автора.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/10642/