Киви на дорогах
Как называется человек, оседлавший железного коня не только ради собственного удовольствия, но и для пользы других? Неправильно, не моторикша. Силкрайдер.
Именно так называют себя новые покорители Шелкового пути, пустившиеся в многокилометровую поездку, чтобы собрать средства и оказать помощь нуждающимся в ней детям. Более семи веков назад по этому маршруту шел Марко Поло, стремившийся открыть кратчайший торговый путь в Китай; нынешние путешественники — представители организации UNICEF в Новой Зеландии — хотят собственными глазами увидеть проблемы местного населения и попытаться привлечь внимание своих земляков для их решения, благо, что на родине вокруг вояжа организована информационная кампания.
Пятеро мужчин–киви (киви — прозвище жителей Новой Зеландии) и одна дама с далекого континента выбрали тур на мотоциклах не случайно. Все они, несмотря на неюношеский возраст, настоящие байкеры. У себя дома кто–то из них — экономист, кто–то — фермер, а кто–то — владелец магазина (мотоциклов, конечно!), но сегодня все они объединились с одной целью — устроить благотворительный пробег по странам Европы и Азии. В своем ралли, начавшемся в сказочной Венеции и финиширующем в не менее сказочном Ксанаду (местечко под Пекином, не путать с бишкекским казино), заморские гости не обошли вниманием и Кыргызстан, в котором силкрайдеры пробыли с 11 по 13 июня.
Как пояснил руководитель группы Гарет Морган, нашу республику выбрали по нескольким причинам. Прежде всего, это схожесть двух стран по числу населения, географическому положению и преобладанию овцеводства, а также определенное родство истории. У Новой Зеландии когда–то, так же, как у Советской Киргизии, был свой “сахарный папочка” (колониальное название снабжающего государства) — Великобритания, расставание с которым оказалось довольно болезненным, но необходимым. Своеобразное взросление происходит сейчас и в Кыргызстане, и именно существующие “демократические процессы” стали второй причиной посещения нашей страны. (Кстати, мотоциклистов, приехавших в Кыргызскую Республику вопреки советам посла, не испугали события, происшедшие в Ферганской долине и Бишкеке). Ну и, конечно, им было просто любопытно посмотреть на страну, скрытую за железным занавесом в течение семидесяти лет.
У нас Фила, Гарета, Брендана, Брайана, Дейва и Джоан ожидало знакомство с проектом UNICEF по вовлечению общины в решение образовательных проблем. Как работают неправительственный сектор, местные власти и сами родители — вот что хотели увидеть участники благотворительного пробега. Для начала силкрайдеры посетили детский центр при местном НПО в одном из самых отдаленных районных центров Кыргызской Республики — Ат–Башы. Дело в том, что для местного общества воспитание и образование даже полноценных детей пока не является приоритетом: родителям они нужнее как помощники по дому. Дети–инвалиды и сироты же практически исключаются из процесса получения образования. Так что подобный центр — едва ли не первая ласточка в вовлечении общины в решение детских проблем. Воспитанников, правда, мотоциклисты не застали, зато смогли собственными глазами увидеть изделия их матерей, за счет продажи которых центр и существует. Быстро сориентировавшиеся в прелестях туризма местные жители тут же продали им за тысячу сомов один из ковриков.
Ат–башынских ребят обнаружили в другом месте — на базаре, где они таскали тачки и торговали всякой мелочевкой. Ребятня быстро облюбовала “навороченные” мотоциклы новозеландцев, охотно позируя рядом с ними и на них. Кто посмелее — пытался расспросить о диковинной технике (а машины и вправду оказались замечательными. Каждая из них — маленькое автономное хозяйство, способное проехать шестьсот километров без дозаправки по самому бездорожью). Ну а самые боевые безуспешно пытались посоревноваться с ними верхом на лошадях (где уж за ними угнаться, если даже бабушка Джоан “развивает” скорость до 200 километров в час!).
После небольшого экскурса в трудовую жизнь маленьких нарынчан команда киви отправилась в одну из сельских школ, участвующую в проекте уже три года. Здесь и произошло главное событие — беседа с детьми наедине. Именно в ходе разговора “по секрету” силкрайдеры получили самые точные сведения о том, что детям нужно, что хорошего и что плохого происходит в их жизни. Ритуальная часть (символический обмен подарками, обязательное катание детей на мотоциклах — обнаружив слабинку в сердце Дейва, ребятишки практически не слазят с его машины) — и новозеландцы отправляются в путь. Теперь уже главным становится правило безопасности: каждые пять минут силкрайдер проверяет, виден ли едущий впереди и едущий сзади. В противном случае, мотоциклист останавливается и ждет товарищей. К счастью, крупных злоключений не происходило, только небольшие поломки и происшествия (все–таки всякое бывает, да и движение у нас непривычное — правостороннее). Послы доброй воли UNICEF покидают край пасторальных пастбищ и разрушающихся фабрик и заводов и следуют в Китай, где их ждет оценка следующего проекта. Во время следования по Великому Шелковому пути силкрайдеры намерены собрать около 80 тысяч долларов, которые будут пущены на продвижение прав ребенка в странах, через которые проходил маршрут.
Дарья Алексеева.
Фото автора.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/10483/