Уроки для просвещенцев
Извлечением уроков из политического кризиса в Кыргызстане занялись участники образовательного процесса. Проблема ответственности системы образования в сложившейся кризисной ситуации объединила за «круглым столом» сотрудников школ и членов неправительственных организаций, родителей и министерских работников.
Почему до сих пор образовательная политика носит ведомственный характер и сводится к контролю и распределению ресурсов? Почему документы, регулирующие развитие образования, не согласованы с теми, кто, собственно говоря, и будет развивать его на практике? Почему стратегические планы не предусматривают финансового обеспечения и фактически имеют статус риторических?
Ответы на эти вопросы показали, что на деле система образования не имеет общей стратегии развития, предполагающей реальное взаимодействие, более того — партнерство всех участников. Она также значительно отстает от динамики развития общества. До сих пор не решены такие проблемы, как оценка качества образования (именно образования, а не знаний), возрождение профессионального образования, достижение академической и управленческой свободы (вспомним хотя бы, что издавна школы рассматривались как один из наиболее управляемых и зависимых административных ресурсов).
Участники “круглого стола” отметили также факторы, влияющие на ситуацию извне. Прежде всего это оторванность системы образования от общего контекста развития страны. В современном Кыргызстане образование не рассматривается как часть национальной экономики. В результате того, что критерии для оценки формируются внутри системы, образование работает само на себя, не ориентируясь на требования внешней среды. Красноречивее всего об этом говорит тот факт, что из выпускников 2004 года трудоустроились в тот же год по специальности только 1,6 %! Среди других “слабостей” — отчужденность работы НПО и Министерства образования, в котором последнему отведена роль своеобразного монополиста, а НПО — штатного критика, не несущего реальной ответственности.
Между тем именно налаживание партнерства с неправительственными организациями и иными участниками образовательного процесса может привести к рождению не административной, а реалистичной стратегии, базирующейся на совместных усилиях всех участников. По мнению специалистов, неправительственный сектор может предложить инновационные технологии для создания этой стратегии, а также помощь в ее реализации — в виде исследовательской базы, новых подходов и методов, в виде человеческих и финансовых ресурсов.
Другая первоочередная задача — формирование социального заказа к системе образования. В частности, среди наиболее актуальных “заявок” — решение проблем трудовой миграции через повышение конкурентоспособности населения, достижение автономии образовательных учреждений, “состыковка” с контекстом местного развития, создание общественной комиссии для аккредитации и аттестации образовательных учреждений. Успешное выполнение хотя бы одной такой заявки стало бы прецедентом, значимым для решения и остальных вопросов.
Вот такие интересные уроки оказались: не столько пройденные, сколько заданные.
Дарья Алексеева.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/10188/