Платить все проще
Где сейчас люди в очередь расстаются с деньгами? В Энергосбыте, расплачиваясь за потребленную электроэнергию. Для 185 тысяч бытовых абонентов–бишкекчан горячие денечки наступают практически одновременно в 20–х числах каждого месяца. Где и как проще оплатить счета за электричество? — наш вопрос начальнику Бишкекского энергосбыта Нурлану Кайдуеву.
— Приблизить к населению точки приема платежей, сделать квитанции более понятными, предложить потребителю альтернативу простаиванию в очередях — вот основные задачи Бишкекского энергосбыта по обеспечению удобства оплаты.
Еще в 1996 году с АО “Кыргызпочтасы”, переживавшим тогда не лучшие времена, был заключен договор, по которому 70 почтовых отделений взялись принимать оплату по месту жительства. До сих пор это один из надежнейших партнеров энергетиков: через их кассы проходит свыше 60 процентов платежей. Однако и этого оказалось мало.
Для достижения “близости к народу” АО “Северэлектро” начало заключать договора с коммерческими банками. Расплатиться за свет можно теперь в филиалах “Энергобанка”, “Экобанка”, “Аманбанка” и некоторых других.
— Вот из свеженького: буквально за последний месяц новые кассы открылись на Ошском рынке, в ЦУМе, в торговом комплексе “Таатан”, — Нурлан Кенешевич указывает на пестрой карте на столе новые точки.
Впрочем, там есть и “девственные просторы”, не испещренные никакими значками: это новые жилмассивы вокруг города. Новостройки, проблемные и с технической, и с коммерческой точек зрения, до сих пор не обладают собственной инфраструктурой. Но там, где гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе: именно сюда каждые выходные направляется служба выездных кассиров. На вопрос, не боятся ли ограблений, начальник Энергосбыта отрицательно качает головой: нет, все под надежной охраной, да и инкассацию делают как можно чаще и деньги не скапливаются помногу. Поэтому казусов пока не возникало.
Постепенно снижается и число повторных обращений, вызванных недоразумениями с квитанциями. С конца прошлого года на все квитанции наносится специальный штрих–код. В нем содержится лицевой счет абонента и поступающие от него суммы. Через особый сканер эта информация буквально за секунду поступает в базу данных, и при этом никаких опечаток! “Заполосатились” не только бишкекские квитанции, но и кантские, и часть аламединских.
Сегодня можно говорить и о другом способе, помогающем уменьшить влияние человеческого фактора. С февраля 2005 года в Бишкекском энергосбыте практикуется первый опыт применения дистанционной оплаты через карточки UniCard. Купишь такую карточку на определенную сумму — и оплачивай коммунальные услуги хоть лежа в ванной, лишь бы телефон под рукой был. Конечно, пока система рассчитана на представителей бизнеса, у которых денег больше, чем времени, но способ показал себя перспективным. Только за два месяца оценить его преимущества смогли 122 человека; если первоначально поступало несколько сот сомов, то теперь счет идет на тысячи. Так, за три апрельские недели владельцы карточек перечислили в АО “Северэлектро” 8 тысяч сомов.
— Карточная система платежей интересует нас в первую очередь как дистанционный способ оплаты, — продолжает Нурлан Кайдуев. — Пока это пробный камень, но мы рады, что у нас и наших горожан появилась такая удобная альтернатива традиционному способу оплаты. Думаю, что со временем в эту экономическую нишу придут другие конкурирующие фирмы, которые сделают карточную систему более доступной и, следовательно, более распространенной среди населения. И тогда платить, не выходя из дома, смогут те, кому физически тяжело преодолевать расстояния и выстаивать очереди.
Дарья Алексеева.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/10103/