Какой выбор за нас сделали
Не успели стихнуть одни поствыборные страсти, еще не все прояснилось с новым однопалатным парламентом, а Кыргызстан плавно въехал в очередную, на сей раз более серьезную и важную, предвыборную гонку.
Но пока участники ее только выстраиваются на старте. Пока еще не определено окончательно, кто примет участие в очередном марафоне, давайте рассмотрим итоги выборов нового Жогорку Кенеша.
Как проходили, с позволения сказать, выборы парламента, с каким беспрецедентным размахом велся подкуп избирателей, какой пышный букет нарушений, несмотря на открытость кабин и прозрачность урн, сопровождал их ход, все мы хорошо знаем. Эхо небывало грязных выборов не затихает до сих пор. В некоторых округах ожидаются повторные выборы либо голосования.
Однако как бы там ни было, пусть и не в полном составе, новый Жогорку Кенеш все же приступил к работе. И вот что примечательно. Не успев толком устроиться в креслах, поделить портфели и кабинеты, новоиспеченные парламентарии первым делом поспешили сдать своего патрона. Подавляющим большинством голосов они лишили Аскара Акаева всех льгот и привилегий, которыми он с таким старанием пытался окружить себя в случае ухода с поста президента.
Очередная насмешка судьбы. Экс–президент приложил столько усилий, чтобы заполучить карманный Жогорку Кенеш, принудил органы исполнительной власти в центре и на местах, Центризбирком пойти на такие беспрецедентные нарушения законов, норм морали и нравственности, а что в итоге. При первом же удобном случае все его клевреты отвернулись, продали его.
Тем не менее созданный Акаевым под занавес своей карьеры на политической авансцене перекос остался. Ни для кого не секрет, что нынешний парламент, по большому счету, не соответствует ни реальному соотношению сил в обществе, ни фактическому распределению симпатий электората. Тем не менее именно от него в ближайшие пять лет будет многое зависеть в судьбе Кыргызстана и его граждан.
Косвенным подтверждением того, что власти сильно накуролесили в ходе последних выборов, является поспешная добровольная отставка председателя ЦИК Сулаймана Иманбаева. Разумеется, по состоянию здоровья. Хотя до этого он ни малейшим намеком не давал понять, что испытывает какие–либо проблемы со здоровьем. Или хотел бы отдохнуть от своих хлопотных обязанностей.
И все же, каковы итоги выборов, которые, если называть вещи своими именами, сделала за нас свергнутая власть? Прежде всего следует признать, что стремление Акаева заполучить абсолютно послушный ему парламент привело к серьезным негативным результатам. Попутно возникает естественный вопрос: куда запропастилась так резво начавшая свою деятельность и так широко разрекламированная поначалу партия “Алга, Кыргызстан!”? Уж не оказалась ли она очередным дутым пузырем, державшимся на плаву, пока ее подпитывали халявные деньги учредителей и “добровольные” пожертвования родителей учеников некоторых средних школ и дошколят из зависимых от местных властей детских садов?
Далеко не убежден, что если бы произошел самороспуск Жогорку Кенеша, на чем настаивали некоторые депутаты, то представители “Алги…” праздновали бы такой же успех на повторных выборах. Более того, убежден в обратном. Принадлежность к этой, еще совсем недавно с таким размахом саморекламируемой, партии перечеркнула бы все шансы ее кандидатов. Думаю, прекрасно осознают это и сами алгинцы. Вот почему они никогда и ни за что не пойдут на самороспуск.
Выборы образца 2005 года с новой силой показали, что преимущество имели те кандидаты, за которыми стояли либо власть имущие, либо большие деньги. Еще лучше, если и то и другое. В этих условиях чрезвычайно осложнялась задача тех, у кого не было ни того ни другого. Так что декларируемое в законе положение о равенстве возможностей для всех кандидатов в проведении предвыборной агитации по–прежнему остается пустой декларацией.
Подумаем, всем ли кандидатам, особенно не желательным для официальной власти, нашлось место на страницах печати, в радиопередачах, на телеэкранах. Тех же, кого правительственные и проправительственные СМИ удостоили внимания, то только в стремлении опорочить , выставить перед избирателями в крайне невыгодном свете. Оголтелая антиагитация велась против К.Карабекова, З.Курманова, О.Малеваной, М.Мукашева, А.Проненко, Д.Садырбаева… Список легко продолжить.
Представители нынешней власти не устают повторять о необходимости ввести жизнь в правовое русло, строго следовать законам во всем. Но если это не просто слова, а руководство к действию, то почему остались безнаказанными массовые нарушения закона в ходе последней выборной кампании? Почему не было начато ни одного серьезного расследования ни по одному из десятков возмутительных фактов, о которых столько сообщалось в независимой прессе? Почему и сейчас руководство страны делает вид, что ничего противоестественного тут не произошло и не происходит?
Предвижу возражение, мол, сейчас, когда в обществе еще не установилось даже шаткое равновесие, а согласие хрупко, как стеклянная елочная игрушка, не до сведения счетов. Но разве корни яростных попыток некоторых недовольных избирателей взять штурмом здание Верховного суда не произрастают из беззаконий, допущенных в ходе парламентских выборов и бездействия на этом поле новой власти? И не пытаемся ли мы в таком случае строить новое здание на старом уродливом фундаменте?
Сегодня то там, то тут раздаются призывы откровенно провокационного содержания, поощряющие самозахват земель, разжигающие межнациональную рознь, вносящие раздор и сумятицу в умы и души тысяч и тысяч кыргызстанцев. А те, кто должен следить за исполнением законов, поддерживать общественный порядок и спокойствие в обществе, усмирять и осаживать смутьянов, молчат, делают вид, что ничего негативного не происходит. Думаю, бездействие властей по отношению к тем, кто попирал законы в ходе выборов в Жогорку Кенеш, и хладнокровное взирание на беззакония сегодняшние — звенья одной цепи.
15 марта, через два дня после второго тура голосования, пребывая в состоянии повышенной эйфории, А.Акаев поспешил выступить по национальному телевидению с оценкой итогов выборов в Жогорку Кенеш. По убеждению президента, выборы прошли в обстановке открытой демократической конкурентности, прозрачно и на самом высоком организационном уровне, искренняя заинтересованность избирателей в результатах превзошла все ожидания, стала лучшим подтверждением того, что демократия стала нормой жизни для нашего народа.
Президент настолько сжился с демагогией и ложью, так уверовал в то, что ему и на сей раз удастся при помощи идеологических заклинаний обмануть телезрителей, что даже не принял во внимание все множество выступлений СМИ, изобличающих недемократический характер хода предвыборной борьбы, обнажающих беззакония, ставшие средством и орудием отсечения от выборов неугодных власти кандидатов. Отсекали же, как правило, людей независимых, самостоятельно мыслящих, болеющих за общее дело, а не за дело клана или Семьи.
Упиваясь победой, тем, что ему удалось заполучить вожделенный Жогорку Кенеш, Акаев забыл о том, что во всем цивилизованном мире выборы — это ко всему прочему еще и важный инструмент, позволяющий определить температуру общественного организма.
Будучи уверенным, что ему удалось ухватить за бороду самого Господа Бога, он как–то не заметил, что температура общественного организма в возглавляемом им государстве достигла критической отметки, и даже мысли не допускал, что цена добытой им победы окажется для него непомерно дорогой.
Далек от стремления кого–то обидеть, но первые заседания новоиспеченного парламента, к сожалению, показали, что по большей части навязанные нам свергнутой властью депутаты достаточно плохо разбираются в законах своей страны, в силу чего утопают в пустопорожних словесных баталиях, стремлениях объяснить или доказать друг другу очевидные вещи. Многие народные избранники зачастую выходят на трибуну или к микрофону не затем, чтобы донести до коллег глубокую мысль или содержательную идею, а из стремления покрасоваться перед телекамерой в приступе самолюбования. Четких мер, конкретных решений по насущным проблемам, деловитости, соответствующей задачам дня, мы пока не видим.
На мой взгляд, последняя избирательная кампания стала своеобразным полигоном, на котором обанкротившаяся власть отрабатывала приемы обмана избирателей и подтасовок результатов голосования в условиях применения открытых кабин и прозрачных урн. Но одновременно с этим она стала также ареной, на которой избиратели учились отстаивать свои права, проходили школу гражданственности.
Прошедшие парламентские выборы научили нас многому. Смею предположить, что сегодня наше общество уже не совсем то, что шло к избирательным урнам 27 февраля и 13 марта. События последнего месяца не могли пройти бесследно, не сделать нас в чем–то другими.
Испытав в эти дни силу своего протестного голоса, народ вряд ли захочет сам и позволит другим вернуться к старым методам. К нашим сегодняшним условиям в полной мере применимы слова В.И.Ленина. В периоды революционных событий, говорил он, массы за недели и месяцы обретают часто такой политический опыт и постигают в той мере политическую науку, на которые в обычных условиях требуются годы и десятилетия.
Это действительно так, но вместе с тем события последнего месяца показали и крайне невысокий пока еще уровень политической культуры значительной части кыргызского электората, отсутствие у многих привычки и умения пользоваться атрибутами демократии. Вот почему сегодня меня очень тревожит вопрос: какими все мы придем к избирательным урнам через 2,5 месяца на президентские выборы.
Вячеслав Тимирбаев.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/10025/