Любимицы угонщиков
В наш век, если и не сплошной автомобилизации, автомобиль уже стал не роскошью, а средством передвижения. А передвигаются сегодня в республике на легковом авто уже более 190 тысяч человек, из них чуть более 10 тысяч смотрят на мир из окна своего служебного автомобиля, а 180 тысяч — индивидуальные владельцы!
По данным статистики ООН,
с 1950 года до наших дней мировой парк автомобилей вырос в семь раз, а численность человечества — только вдвое.
До последнего времени бытовала байка, что автомобилист радуется три раза в жизни: когда покупает своего «железного коня», когда выходит из больницы и когда продает его. Сегодня к радости водителя добавилась еще одна — когда находят его угнанный автомобиль.
За последнее время участились факты разбойных нападений на водителей автотранспортных средств. Дорожные пираты — это бедствие для обладателей средств передвижения.
Вот один из множества примеров. 20 октября в 23.30 трое неизвестных силой завладели автомобилем “Ауди–100” и скрылись. Автомобиль был обнаружен на следующий день возле Ошского рынка. Повезло водителю М., который в районе ул.Баха подсадил в автомобиль троих парней 20–30 лет. У с.Верхний Джал они накинули удавку на водителя, выехали в поле и там его оставили. Жизнь ему сохранили, а автомобиля он лишился.
Как обезопасить себя от бандитов? В беседе с корреспондентом зам.начальника отдела Главного управления уголовного розыска МВД республики полковник милиции Азамат Тентимишев однозначно определяет меры предосторожности:
— Если вы двигаетесь один на автомобиле в ночное время, не берите в попутчики сомнительных личностей.
— Если вы решили продать свою автомашину и покупатели просят прокатиться, чтобы ее проверить, ни в коем случае не давайте ключи и сами один не соглашайтесь ехать с ними.
— Занимаясь частным извозом, будьте осторожны, когда вам предлагают денежную сумму вдвое–втрое больше назначенной или просят подвезти в отдаленную, малонаселенную, неосвещенную местность.
— Если вы договорились и везете пассажира, а по пути встречаются его подвыпившие друзья и он просит подвезти их, будьте осторожны, это может обернуться бедой.
— Если вы берете двоих и более пассажиров, тогда вам необходимо поставить в известность ваших знакомых, друзей о том, куда вы направляетесь, и описать приметы сомнительных пассажиров.
— Выезжая из гаража, будьте бдительны при нахождении вблизи подозрительных личностей, особую осторожность соблюдайте при поездке в ночное время, ни в коем случае не бросайте около гаража автомобиль с работающим двигателем или с ключом зажигания в салоне.
Призываем принять все необходимые меры предосторожности к сомнительным лицам, о всех подобных фактах просим сообщать в ближайшее отделение милиции, тем самым вы можете предотвратить самые непредсказуемые последствия.
Контактные телефоны: дежурная часть МВД КР — 66–23–31, деж.УВД г.Бишкек — 28–45–83, 28–43–05, деж. часть УВД Чуйской области — 29–15–02.
Кроме бандитов с большой дороги, которые выходят на добычу с ножом и стволом, есть и тихие угонщики, которые под покровом ночи, а иногда и днем уводят у владельца его “железного коня”, оставленного без присмотра во дворах многоэтажных домов, на проезжей части дорог, у рабочего офиса.
За 2004 год по республике совершено 226 преступлений, возбужденных по ст.172 УК КР (за 2003 г. — 214), из них раскрыто 173, процент раскрываемости составил 80,8% (82,7%). В то же время общее число преступлений, квалифицированных по разным статьям УК, но связанных с неправомерным завладением автомототранспортным средством, составило — 41, из них: разбойные нападения — 19, раскрыто — 17, грабежи — 9, раскрыто — 7, кражи — 13, раскрыто — 5.
По числу совершаемых преступлений наиболее криминогенными являются город Бишкек и Чуйская область, на долю которых приходится 75,7 процента от общего количества преступлений по республике.
Всего по республике похищенного транспорта за 2004 год — 214 единиц, из них владельцам возвращено 173, в розыске — 41.
По маркам транспорта у угонщиков пользуются спросом ВАЗ — 56 фактов, затем “Мазда” — 29, “Ауди” — 25, “Мерседес” — 19 и “Москвич” — 22 факта.
По анализу преступлений, совершенных в г.Бишкек, автомашины угоняются преимущественно вечером и ночью.
А вот “любимые” дни недели и часы “работы” автомобильных преступников.
По времени:
С 9 до 12 ч. — 4 факта
С 12 до 15 ч. — 9 фактов
С 15 до 18 ч. — 15 фактов
С 18 до 21 ч. — 15 фактов
С 21 до 00 ч. — 12 фактов
С 00 до 03 ч. — 13 фактов
В течение недели:
Понедельник — 13 фактов
Вторник — 13 фактов
Среда — 14 фактов
Четверг — 12 фактов
Пятница — 2 факта
Суббота — 2 факта
Как уберечь автомобиль
Кража автомобиля традиционно относится к одному из самых распространенных видов преступлений в мире. Объектом внимания угонщиков являются как дорогие иномарки, так и отечественные авто. Первые обычно воруют профессионалы, выбирая определенную модель, тип салона и даже цвет. Успехом у них пользуются сверхдорогие «Мерседесы», супермощные джипы и экономичные седаны. Конечно, промышляют «профи» и отечественными автомобилями, особенно ценятся «Жигули» 9–й, 7–й, 99–й моделей и «десятка». Но угонщики экстра–класса (такие, если захотят, то уведут машину, несмотря на любую сигнализацию) ими, как правило, не интересуются. Так что «Москвичи», «Нивы» и «Лады» чаще всего становятся добычей случайных воришек либо подростков, желающих покататься.
Противоугонные средства, электронные сигнализации рассчитаны больше на них. Поскольку элитные сигнализации по карману далеко не каждому, остановимся на достоинствах и недостатках механических противоугонных приспособлений. К их покупке надо подходить с предельным вниманием — ведь, в сущности, от этого зависит безопасность вашего автомобиля.
«Штанга»
Самым распространенным на сегодняшний день является устройство в виде металлической штанги со скобками, жестко фиксирующее рулевое колесо. Длина штанги регулируется.
Достоинство: высокая механическая прочность, устрашающий вид, минимум проблем с установкой, низкая цена.
Недостатки: подходит не на все автомобили, не вполне надежна (устройство не сломаешь, а вот руль распилить — минутное дело), очень длинная, громоздкая.
«Блокиратор»
Две металлические скобы с замком и упором для блокирования педалей.
Достоинства: малые габариты, невысокая цена, стопроцентная прочность (ножовкой не распилишь — неудобно).
Недостатки: постоянное соприкосновение с грязным полом и педалями, условность защиты — опытный водитель какое–то время обойдется и без сцепления, а тормоз всегда под рукой.
«Автоякорь»
Необычный рычаг переключения передач, устанавливаемый на автомобиль вместо заводского, массивная алюминиевая болванка с замком в торце, в разомкнутом состоянии замка рычаг коробки передач как бы сломан — у самого основания лишь гибкий тросик соединяет части.
Достоинства: оригинальность, один раз установил — и все.
Недостатки: большая масса, неудобство в обращении (эрзац–рычаг короче обычного), неполная защита от угона — можно переключать передачи за основание рычага.
«Тормоз»
Блокировка рычага стояночного тормоза. На поднятый рычаг “ручника” надевают болванку с механическим кодовым замком, который блокирует кнопку. Таким образом, рычаг не опустишь.
Достоинства: необычность, компактность, дешевизна.
Недостатки: сильным ударом блокировку можно сорвать; зимой могут примерзнуть тормозные колодки.
«Кирпич»
Блокиратор колеса. Есть разные модели. Наиболее популярна монтирующаяся в пределах колесного диска. Выступающими штангами она упирается в поверхность дороги, препятствуя движению. Или та же блокировка плюс шип, который, как только автомобиль трогается, протыкает колесо.
Достоинства: надежно, просто, сердито.
Недостатки: постоянное соприкосновение с грязным колесом, недолговечность (ржавеет).
Свой секрет дороже
Как правило, у всех противоугонных устройств отечественного производства есть один общий недостаток — замки. Они подвержены коррозии и могут подвести в любой момент. Так что антикоррозийная профилактика необходима. К тому же ни одна “противоугонка” стопроцентной гарантии не дает. Поэтому неплохо иметь и собственный секрет, без знания которого машину с места не стронешь. Это может быть потайной краник, перекрывающий подачу топлива; карбюратор, оснащенный дополнительным воздушным клапаном (мотор засасывает только воздух, который не способен воспламеняться); блокировка выхода отработанных газов. Да мало ли что. Главное — проявить фантазию и приложить немало усилий.
Но если беда все–таки случилась — не паникуйте.
Во–первых, вызовите милицию.
Во–вторых, до прибытия оперативных сотрудников постарайтесь сохранить место преступления в неприкосновенности.
В–третьих, найдите свидетелей. Например, если машина стояла возле дома, наверняка найдется жилец, который что–то видел.
В–четвертых, обеспечьте нормальную работу опергруппе: дайте четкие показания, опишите машину, вспомните особые приметы и т.п.
И, наконец, если сотрудники МВД проявляют безразличие к судьбе вашего автомобиля, вы вправе потребовать от них выполнения служебных обязанностей.
А вот Валентин Кабаков из фирмы AV–PRO считает, что если у тебя дорогой автомобиль или ты дорожишь стареньким “Запорожцем”, установи на свой любимец американскую или итальянскую сигнализацию, и ты найдешь его там, где оставил. Кстати, фирма, которая расположена на территории Республиканской ГАИ, выполняет более 20 модулей охранной электронной сигнализации. Среди таковых “Аллигатор”, “Шериф”, “Пантера”, Alligator, Pantera, Sheriff, GenMax.
Принцип действия у них примерно одинаков и состоит из трех зон охраны — удар, открывание двери, капота, багажника, блокировка.
Стоимость такой автосигнализации от 70 до 1500 баксов. Понятно, что последняя цифра говорит о том, что ваш автомобиль найдут хоть в Африке, хоть в Америке. Поможет спутниковая система слежки. Чем дороже установка, тем она надежнее. Принцип действия всех прибамбасов не опишешь. Надо решиться на нее, а специалист поможет советом, что “ввинтить” в ваш автомобиль.
Геннадий Холкин.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/9803/