Как Соцфонд Кыргызстана обкрадывает пенсионеров
С первых дней независимости Кыргызской Республики все мы живем в мире реформ — рыночной, социальной, пенсионной и т.д., — проводимых под восклицательные возгласы реформаторов и их бесконечные восхваления видимых им одним результатов. Наши же мучительные поиски ответа, что же получил реально каждый рядовой кыргызстанец от этих реформ, натыкаются на маловразумительное мычание чиновников или откровенную лапшу на уши.
Безусловно, реформы в республике проводятся, движутся. Как? Вопрос сложный. Возьмем, например, пенсионную реформу.
Поле чудес
В мае прошлого года председатель Соцфонда республики А.Келдибеков со страниц “Слова Кыргызстана” вещал: “Социальное страхование и пенсионное обеспечение — это то поле, на котором недопустимы необдуманные эксперименты. Поэтому такое, на первый взгляд, медленное продвижение реформ — нормальное явление... Но успех определяется истинным желанием, профессионализмом, грамотным подходом и детальными расчетами. Этими составляющими мы сегодня обладаем. Ощущаем также постоянное, пристальное внимание и личную поддержку со стороны главы государства, придающего огромное значение проведению реформы, которая позволит обеспечить социальную и экономическую стабильность завтрашнего дня. Поэтому есть все основания полагать, что пенсионная реформа, которая касается каждого из нас, будет успешной”.
Действительно, с 1 января прошлого года указом президента А.Акаева была повышена базовая часть пенсии на 22,6 сома. 29 марта того же года глава государства подписал указ о повышении страховой части пенсии, а с 1 января этого года опять же стараниями президента страны базовая часть пенсии увеличена еще на 30 сомов.
Казалось бы, живи пенсионер и радуйся. Однако те жалкие крохи, даруемые под долго несмолкающие аплодисменты подневольных СМИ президентом, с лихвой изымаются из тощего кошелька пенсионеров. Спросите, как? Да самим же Социальным фондом, призванным денно и нощно печься о благосостоянии пожилых. Говорю об этом, исходя не из собственного наития или личных субъективных ощущений, а исключительно на основе весьма солидных документов, случайно попавших к нам в редакцию.
Но прежде чем перейти к их сути, вспомним, сколько восторгов и похвал было высказано в свое время по поводу принятия Комплексной основы развития, Национальной стратегии сокращения бедности (КОР/НССБ). Реформирование пенсионной системы, отмечается в ней, заключается в переходе от распределительной системы к пенсионному страхованию, основанному на личных накоплениях каждого гражданина. Здесь достигнуты следующие результаты:
— изменена пенсионная формула в соответствии со стажем, заработной платой и суммой страховых отчислений и введен персонифицированный учет застрахованных и юридических лиц;
— создана единая самоуправляемая система по сбору и аккумулированию страховых взносов, назначению, начислению, перерасчету и выплате пенсий. Введены новые принципы планирования бюджета, начат ежедневный мониторинг движения финансовых ресурсов, основанный на электронной базе данных в разрезе регионов.
Как видим, в КОР/НССБ все заманчиво и гладко. Ну а что же наблюдается в действительности? Давайте посмотрим на конкретных примерах, как действует пенсионная формула, измененная в соответствии со стажем, зарплатой и суммой страховых отчислений.
Сотрудник “Кумтор голд компани” В.Перминов оформил пенсию в апреле 2002 года в возрасте 61 года и 4 месяцев. Вторая страховая часть пенсии при актуарном коэффициенте 0,07 составила 1590 сомов. Его напарник, с точно таким же заработком и стажем, вышел на пенсию в 2003 году в возрасте 61 года и 8 месяцев. По причинам, известным лишь членам Наблюдательного совета по управлению социальным страхованием, актуарный коэффициент к тому времени был снижен до 0,06. В результате этой простейшей манипуляции у вышедшего на пенсию годом позже напарника вторая страховая часть составила 1469 сомов, или на 121 сом меньше.
Другой пример того, как Соцфонд беззастенчиво обкрадывает пенсионеров. С 1997 по 2001 год страховые взносы на личном счете депутата Законодательного собрания ЖК А.Проненко увеличились почти в два раза, а вот размер страховой части пенсии (смешно сказать, если бы не было так грустно) — лишь на 3,5 процента. В 1998 году страховая часть пенсии депутата увеличилась на 136,7 сома, а в 1999 году, когда Наблюдательный совет по управлению соцстрахом незаконно урезал актуарный коэффициент, он составил 106,4 сома.
К чему привели пенсионная реформа в Кыргызстане и вольные манипуляции Наблюдательного совета, лучше всего говорят такие цифры. При снижении доходов Пенсионного фонда с 6,8 процента к ВВП в 1997 году до 5,7 в 2003 расходы по трудовым пенсиям снизились соответственно с 6,0 до 4,2 процента. Если в 1997 году средний размер пенсии составлял 54,4 процента минимального потребительского бюджета человека пенсионного возраста, то в 2003 — 49,2. Соотношение средней пенсии к средней заработной плате уменьшилось соответственно с 45,1 до 32,2 процента.
Следует отметить, что весь этот спад произошел при уменьшении общей численности пенсионеров и увеличении числа плательщиков страховых взносов.
Вот реальная цена того, что Социальный фонд, говоря словами его председателя А.Келдибекова, ощущает постоянное пристальное внимание и личную поддержку главы государства, придающего огромное значение проведению реформы, которая призвана обеспечить социальную и экономическую стабильность завтрашнего дня.
Если пенсионное обеспечение не поле для экспериментов, то в таком случае его с полным основанием можно назвать полем чудес.
В 2004 году с большой помпой глава государства и правительство обещали и выплатили участникам Великой Отечественной войны единовременные денежные пособия. Пришлось изъять требуемые 38 млн. сомов из средств, предназначенных для страховых выплат безработным, по болезни и выходу на пенсию. Так что, уважаемые ветераны, защитники Отечества, благодарить, по большому счету, вам следовало бы не президента и правительство, а больных и безработных. Это на их благополучии государство сделало широкий для вас жест.
Мертвые души Соцфонда
Теперь давайте посмотрим, как действует единая самоуправляемая система по сбору и аккумулированию страховых взносов, а заодно и на профессионализм, грамотный подход и детальные расчеты работников Соцфонда, которыми, как похвалялся Келдибеков, они сегодня обладают. Опять–таки обратимся к фактам.
По статистическим данным налоговых служб, на 1 января 2003 года в республике было зарегистрировано 162864 налогоплательщика, на 1 января 2004 года — 177620. А вот органы Соцфонда в то же самое время регистрируют соответственно — 141876 и 165400 плательщиков страховых взносов. Куда подевались десятки тысяч потенциальных (или реальных?) плательщиков, одному Всевышнему, да разве что работникам Соцфонда известно.
Или, скажем, по данным Департамента налоговой службы, в 2002 году от крестьянских и фермерских хозяйств поступило земельного налога 161 млн. сомов, а в Соцфонд страховые взносы по ставкам земельного налога поступили из расчета 98,6 млн. Такие же кульбиты произошли и в 2003 году. В налоговые службы в счет земельного налога поступило 154,7 млн. сомов, а страховые взносы в Соцфонд начислены из расчета 99,6 млн.
Еще пример труднообъяснимой метаморфозы. По данным Госрегистра Ысык–Атинского района, крестьянские и фермерские хозяйства используют 27892 га земли, а вот райотделение Соцфонда базой для исчисления страховых взносов считает только 7271 га, из-за чего потери бюджета составили порядка 1,2 млн. сомов. По этой же причине в 2003 году недобор по Жайылскому району вплотную приблизился к 2,5 млн., по Сокулукскому за 2003 год и 9 месяцев прошлого года ущерб превысил 8,1 млн. сомов.
Но ведь где–то эти потери должны были выпасть в осадок, где–то должны были они материализоваться из виртуального небытия?
Впрочем, поиском ответов на эти вопросы должны заниматься не журналисты, а уполномоченные на это компетентные органы.
Работники ножа и топора могут отдыхать
Наша газета уже неоднократно писала о самоуправстве и безнаказанности Наблюдательного совета по управлению социальным страхованием. А проку?
В 1998 году с принятием закона о пенсиях актуарный коэффициент был установлен в одинаковом для всех пенсионеров размере 0,09. Но уже в следующем году Наблюдательный совет в нарушение Конституции страны установил его в пределах 0,09 — 0,04, в зависимости от предполагаемой среднестатистической продолжительности жизни граждан после их выхода на пенсию. Тем самым размеры пенсий значительной части пенсионеров были сильно занижены.
Кроме того, с 1999 по 2003 год Наблюдательный совет опять–таки незаконно занижал размеры пенсий, снимая с личных страховых счетов значительные суммы в так называемую солидарную часть Пенсионного фонда. В 1999 году это составило 3 процента, в 2000 и 2001 — по 6, в последующие два года вновь вернулись к 3 процентам от общей ставки страховых взносов в Пенсионный фонд. Общая сумма изъятых страховых взносов составила за эти годы без малого 1,8 млрд. сомов.
Откровенное издевательство над людьми и их грубое надувательство обнаружились и в том, что обращения граждан в судебные инстанции с исками к Наблюдательному совету оказались бесполезными. Суды отказывались рассматривать эти иски по той причине, что Наблюдательный совет по управлению государственным социальным страхованием, принимающий незаконные решения, которые серьезно ухудшают положение пенсионеров, не является юридическим лицом. Вот и весь сказ.
Наблюдательный совет может бесчинствовать, занижать заработанные пенсии сотням тысяч граждан, а управы на него никакой. Вот ведь как хитромудро устроилось государство. Куда до него грабителям и бандитам. Те грабят людей поодиночке. Тут же ограблению подвергаются одним махом многие тысячи обездоленных пожилых граждан.
Проверка авторитетной и компетентной комиссии установила также, что Соцфонд систематически незаконно уменьшает вторую страховую часть пенсий и путем не полной индексации взносов на личных страховых счетах, как того требует закон, а лишь ежегодно перечисляемой части. Расчеты показали, что на этой маленькой хитрости среднестатистический пенсионер теряет 96,6 сома, человек же, перечисливший на свой личный счет значительные страховые взносы, — до 700 сомов.
С 1996 года Соцфонд далеко не всем выплачивает льготные пенсии по так называемому списку
N 2. Проще говоря, лицам, проработавшим на производствах с тяжелыми и вредными условиями труда, хотя предприятия перечисляют взносы для этих выплат. В 2003 году эти льготы были выплачены работникам ряда предприятий лишь после вмешательства Федерации профсоюзов Кыргызстана. Тем же, кто не догадался обратиться к профсоюзам или в суд, пенсии продолжают выплачиваться не в полном объеме.
Скажем больше. В 2002 году средства, предназначенные на пенсии по списку N 2 и компенсации в связи с трудовыми увечьями в размере 5,1 млн. сомов, ушли на компенсационные выплаты пенсионерам в связи с повышением тарифов на электроэнергию, хотя данные выплаты должны были вестись из республиканского бюджета. Не изыскав в бюджете этих денег, правительство без тени смущения решило забрать их из кошелька увечных. Такие вот нравы в нашем социальном ведомстве. А президент тем временем не устает успокаивать нас разговорами о наших правах в стране прав человека и о добросовестном управлении в государственных учреждениях и ведомствах.
Закон предусматривает различные формы индексаций пенсий, однако Соцфонд начисто игнорирует данные положения закона. Скажем, не индексируется долг по невыплаченным в срок льготным пенсиям. Не индексируются средства на выплату пенсий гражданам, получившим увечья и профзаболевания, хотя деньги для таких людей перечисляются регулярно не один год.
В обход закона Соцфонд при задержках выплаты пенсий никогда не выплачивал дополнительные суммы с учетом официально установленного уровня инфляции, а также пени за каждый просроченный день в размере 0,15 процента от задержанной суммы. Тогда как со страхователей пени и штрафы за нарушения порядка начисления и сроков уплаты страховых взносов взимаются исправно. За 2000–2003 годы Соцфонд получил за счет этого 122,7 млн. сомов.
К снижению размера пеней ведет и неисполнение бюджета Соцфонда. К примеру, в 2003 году средства на трудовые пенсии и компенсационные выплаты были уменьшены в сравнении с утвержденным бюджетом на 182,2 млн. сомов. В результате пенсии были повышены не на 15 процентов, как это предусматривалось указом президента, а на 10.
Следует отметить, что запас свободных денежных средств в Соцфонде на конец 2004 года позволяет повысить пенсии в текущем году на 15 процентов. Однако в проекте бюджета предусматривается повышение только на 8 процентов. Как Соцфонд собирается распорядиться остающимися свободными средствами, остается загадкой. Если же учесть, что 2005 год — год парламентских и президентских выборов, и то, как вольно Соцфонд распоряжается пенсионными накоплениями, нельзя исключить, что деньги плательщиков страховых взносов будут пущены на выборную кампанию.
Благотворительность за счет обездоленных и ограбленных
Статданные показывают, что пенсионное обеспечение в Кыргызстане из года в год ухудшается. Но при этом растут расходы на содержание аппарата Соцфонда. Например, в 2001 году административные расходы этого ведомства составили 79,9 млн. сомов, в 2002 — 105 млн., в 2003 — 127,7 млн., в проекте бюджета на 2005 год предусмотрено 134 млн. сомов.
И это без учета Фонда развития, формируемого за счет отчислений 30 процентов сумм, поступающих от штрафов и пени. Скажем, из 122,7 млн. сомов, полученных Соцфондом по этим статьям в 2000–2003 годах, 36,8 млн. было направлено на премии, надбавки к заработной плате, пособия на лечение, при уходе сотрудников фонда на пенсию, при бракосочетании или при рождении ребенка и т.д.
Значительные суммы из средств социального страхования щедро направляются в виде безвозмездной шефской помощи на всевозможные социально–культурные мероприятия, весьма далекие от поддержки пенсионеров и малоимущих стариков и инвалидов.
Так, в 2003 году 100 тысяч сомов было выделено на улучшение инфраструктуры г.Оша в ходе телемарафона “Ош–3000”, 150 тыс. — на реконструкцию клуба в с.Тегирменти по просьбе Кеминской райгосадминистрации, 200 тыс. сомов — в виде шефской помощи погранзаставе “Кок–Суу” в Ошской области плюс 40 тыс. на отделочно–строительные материалы республиканской погранслужбе, 300 тыс. — Международному благотворительному фонду “Мээрим” на строительство детского реабилитационного комплекса “Алтын балалык” и 9145 сомов — Центру социальной реабилитации этого же фонда, 100 тыс. — на реконструкцию водопровода с.Эркин–Сай по просьбе Панфиловской райгосадминистрации, 30 тыс. — на ремонт мечети “Намазкан” в с. Гульча Алайского района.
Не скупясь, делился Соцфонд не заработанными им и по сути ему не принадлежащими денежками, отстегивая по 10 тыс. сомов на празднование 60–летия драматурга К.Сактанова, республиканскому обществу садоводов–любителей, Кыргосфилармонии им. Т.Сатылганова на ремонт в связи с празднованием 125–летия г.Бишкек, общественному фонду С.Бегалиева, Историческому музею в ходе телемарафона по случаю года Кыргызской государственности и даже федерации борьбы самбо.
Всего за 2003 год на все эти благотворительные цели и нужды Соцфонд выделил более 1,8 млн. сомов. И это в то время, когда тысячи пенсионеров и обездоленных граждан Кыргызстана нередко ложатся спать голодными и холодными.
Трудно поверить, что все эти взносы и пожертвования руководство Соцфонда делало по собственной инициативе. Мы же видим и знаем, как правительство и администрация президента прессуют подведомственные организации и учреждения, всевозможные АО, ОсОО, компании и фирмы, а также частных предпринимателей, вынуждая их “добровольно” вносить солидные суммы на проведение помпезных мероприятий или в опекаемые ими “благотворительные” фонды.
Многие кыргызстанцы знают, каких трудов стоит безработному получить соответствующий статус и пособие по безработице. Но посмотрите, как порой используются средства, предназначенные для поддержки безработных.
В том же 2003 году из этих сумм 16,2 млн. сомов было перечислено для финансирования мероприятий по проведению 2200–летия кыргызской государственности. Перечислено с условием возврата до 1 декабря 2003 года. Однако по истечении этого срока деньги возвращены не были.
В 2004 году с большой помпой глава государства и правительство обещали и выплатили участникам Великой Отечественной войны единовременные денежные пособия. Как правило, подобные расходы должны предусматриваться и закладываться при рассмотрении проекта республиканского бюджета. Но это в цивилизованном обществе и нравственном государстве. В нашем же случае проблемы по изысканию 38 млн. сомов на эти нужды были попросту переложены на плечи Соцфонда.
А поскольку чудес на свете не бывает, сам Соцфонд ничего не производит и живет за счет страховых взносов, он вынужден, прежде чем что–то кому–то дать, это что–то у кого–то отнять. Чтобы облагодетельствовать фронтовиков и тружеников тыла, пришлось изъять требуемые 38 млн. сомов из средств, предназначенных для страховых выплат безработным, по болезни и выходу на пенсию.
И если в первом случае о выплате пособий ветеранам войны трезвонили во всю Ивановскую, то о том, откуда же получены деньги на эти выплаты, не говорили даже шепотом.
Так что, уважаемые ветераны, защитники Отечества, благодарить, по большому счету, вам следовало бы не президента и правительство, а больных и безработных. Это на их благополучии государство сделало широкий для вас жест.
Из всего сказанного вывод напрашивается один: безнравственность государства в полной мере отражается в безнравственности Социального фонда. Именно государство и правительство зачастую толкают Соцфонд на нарушения законов, именно они потворствуют тому, что Фонд, призванный защищать стариков, направо и налево разбазаривает их деньги. Пенсии кыргызстанцев даже при современном состоянии экономики, безусловно, могли бы быть выше, если бы люди, поставленные у руля Соцфонда, честно и в полной мере выполняли возложенные на них обязанности.
Вячеслав Тимирбаев.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/9070/