Земля кыргызская, ты слышишь странный зуд?
Недавно в КНУ состоялась встреча семейной партии «Алга, Кыргызстан!». Одного уважаемого профессора попросили отпустить студентов с лекции ради этого рандеву. Профессор отказал: у нас сорок партий, если с каждой встречаться, то учиться студентам будет некогда. Но другие преподаватели оказались не столь принципиальными.
Как нам рассказали, на встрече представители “Алги…” предложили студентам сделку: каждый, кто обеспечит явку на избирательный участок 200 товарищей, получит 200 сомов. А тем, кто очень постарается, будут платить по 2 сома за каждый “сверхплановый” голос. Дешево, однако, ценит партия голоса, которые ей до зарезу необходимы. Видно, и без того много расходов. Ну что ж, 200 сомов — красная цена сотрудничеству с “Алгой…”, большего оно и не стоит. Хотя ближе к выборам ставки могут повыситься.
Теперь уже ясно, что Бермет Акаева не может участвовать в парламентских выборах, потому что она постоянно живет в Кыргызстане с конца 2001 года, а ценз “оседлости” по Кодексу о выборах составляет 5 лет.
Таким образом, дочь президента попала под тот самый асфальтовый каток, которым власти намеревались закатать экс-послов. Но Медеткан Шеримкулов, Усен Садыков и Мамбетжунус Абылов обратились в Конституционный суд с заявлением о нарушении их избирательных прав. (Напомним, председатель Центризбиркома заявил, что бывшие послы КР не могут баллотироваться в Жогорку Кенеш, поскольку не жили в Кыргызстане последние пять лет.)
Конституционный суд даже не принял их заявление, поскольку такого вопроса не существует. Послы находились за пределами Кыргызстана не по своей воле, а по назначению правительства. Основной закон КР не ограничивает участие дипломатических работников в выборном процессе, и вообще никаких препятствий для этого в законодательстве нет.
А вот дочь президента работала сотрудником Европейского отделения ООН в Женеве, в спецкомиссии ООН по компенсации пострадавшим во время войны в Персидском заливе вовсе не как представитель Кыргызстана. Это назначение состоялось, как считают многие, благодаря папиным связям. Сама же дочь президента в интервью рассказала: “Все было очень даже не просто. После окончания школы бизнеса и менеджмента в Лозанне с дипломом магистра прошла всю процедуру приема в эту организацию”.
В любом случае пребывание Бермет Акаевой в Швейцарии было ее личным делом, но никак не государственным. Если бы ЦИК не поскользнулась на апельсиновой корке, запретив послам участвовать в выборах, то и к персоне старшей дочери президента не было бы привлечено столько внимания. А теперь — извините. Бывшие дипломаты, разумеется, будут баллотироваться, а вот “принцессе” никак нельзя. Насколько помнится, она приехала в Бишкек из Женевы в декабре 2001 года, после того, как в “Моей столице” были вскрыты скандальные факты — незаконная продажа акций и здания “Вечернего Бишкека”, перешедшего под контроль ее мужа Адиля Тойгонбева. И “принцессе” срочно пришлось возвращаться из Европы в Азию и наводить порядок в делах семьи. А 9 января был ограблен офис ее супруга — и уже совсем не до Швейцарии.
Тем не менее вовсе отказаться от заманчивой перспективы Семья явно не желает. Иначе к чему было приглашать Оксану Пушкину для подготовки с Б. Акаевой телепередачи “Женский взгляд”? Как нам сообщили, после публикации в “МСН” статьи “Рано пташечка запела — как бы кошечка не съела” Нарынский избирательный округ N№ 33, где планировалось ее выдвижение, решено пока оставить в покое. Зато несколько акимов Чуйской области уже предложили Аскару Акаеву свои услуги в этом плане — выдвинуть дочку в их округах — и пообещали обеспечить ей “проходной балл”.
Как пишется в докладе Международной кризисной группы, “уязвимым местом Акаева является его старший сын, Айдар Акаев, который особенно непопулярен среди некоторых деловых кругов. Его также регулярно обвиняют в сомнительном образе жизни до такой степени, что в июне 2004 года он вынужден был дать интервью газете “Агым”, опровергая некоторые из наиболее экзотических слухов. Айдар формально является советником Министерства финансов, но неофициально он, как считают, мощная фигура в мире бизнеса”. По сведениям редакции, он будет баллотироваться в Кемине. Там уже раздают жителям цемент и шифер.
Очень хорошо — пусть раздают. А граждане пусть берут все: шифер, компьютеры, самосвалы, муку, сахар. И при этом голосуют не так, как велено, а как сами хотят.
Кстати, столичный Университетский округ N№ 1 чужакам все равно не отдадут. Судя по тому, что Майрам Акаева стала советником ректора КНУ Аскара Какеева (давнего друга президента и его соратника по ЦК КП Киргизии) с явным прицелом на проректорство, именно ей и поднесут на блюде этот округ. На днях редакции сообщили, что студентов пачками прописывают и в общежитиях Бишкекского госуниверситета экономики и предпринимательства. Это тот же округ.
По сведениям “Народного движения Кыргызстана”, в парламент будут баллотироваться семь братьев и сестер Майрам Акаевой, все братья президента и члены Семьи.
Земля кыргызская, ты слышишь странный зуд? Они в парламент по тебе ползут…
Рина Приживойт.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/8946/