Алымбай Султанов: Миллионы «Беты» проплыли мимо бюджета. Кто в ответе?
Председатель Комитета Законодательного собрания по вопросам правопорядка, борьбы с преступностью и коррупцией Алымбай Султанов сегодня один из немногих представителей власти в Кыргызстане, кто действительно пытается бороться с коррупцией не на словах, а на деле.
—Алымбай Алымбекович, в понедельник на утреннем заседании ЗС вы обнародовали ответы на ваши запросы по поводу нескольких действующих в Кыргызстане турецких фирм. Почему возникла такая необходимость?
— Вы знаете, что уже не первый год я борюсь за интересы моих избирателей — фермеров Таласской области — с монополистом в области закупок фасоли — ОсОО “Робин”. Эта турецкая фирма, выдавив с рынка конкурентов, несколько лет вынуждала производителей фасоли продавать им выращенный урожай по мизерным ценам. Фермеры со слезами на глазах продавали — деваться было некуда.
— Нынешней осенью положение изменилось — во многом, очевидно, благодаря усилиям вашим и депутата СНП по тому же округу Болота Шерниязова. Появилась конкуренция, фасоль у крестьян стали закупать по божеским ценам. Но ваше внимание привлекли теперь другие турецкие партнеры Кыргызстана. Почему?
— Я владею информацией, свидетельствующей о том, что некоторые турецкие компании активно пользуются в нашей стране режимом исключительного благоприятствования. Решил разобраться и послал запросы в Минфин и в Минюст.
— Что вы хотели узнать?
— Министра юстиции Н. Бейшеналиеву попросил представить в комитет подробную информацию о юридической регистрации (с указанием даты регистрации, фамилий учредителей, формы собственности и юридического адреса) нескольких фирм: ЗАО “Beta Insaat Yatirimcilik” и его подразделений “Бета Сторес” и “Бета чай”, а также ОсОО “Робин” и СПК “Талас”.
— Когда вы озвучили на заседании ответ Минюста, в зале раздался смех…
— А разве не смешно? Зам. министра юстиции Э. Орозбаев сообщил дату регистрации ЗАО “Бета Иншаат Ятырымжылык” — 1997 год, дату перерегистрации — 2000 год, юридический адрес, форму собственности. А вот данными об акционерах Минюст, оказывается, “не располагает”, и для получения этой информации мне предложили обратиться к… держателю реестра акционеров указанного общества.
— Как интересно! Минюст, регистрируя любую структуру, требует от учредителей огромный пакет информации, чуть ли не до справки от ветеринара о здоровье любимой собаки председателя. А списка акционеров не имеет. Что–то слабо в это верится.
— Все Минюст знает. Возможно, умышленно не хотят предоставлять такую информацию, хотя по Конституции обязаны. Возможно, за этим стоят какие–то крупные фигуры.
— Очень удобно: всегда можно послать получателя информации на легком катере к какой–нибудь матери. Или — к держателю реестров. Ну а по другим фирмам данные вы получили?
— По “Робину” и сельхозкооперативу “Талас” получил.
— А что с “Бета Сторес” и “Бета чай”?
— А ничего. Оказывается, обоих этих подразделений головного ЗАО в Кыргызстане нет.
— То есть как это нет? Мы их видим собственными глазами. Неужели здание “Бета Сторес” в центре Бишкека нам просто мерещится?
— Читайте: “Подразделения ЗАО “Бета Иншаат Ятырымжылык”, “Бета Сторес” и “Бета чай” в едином государственном реестре юридических лиц с 1 января 1997 года по настоящее время в качестве зарегистрированных, перерегистрированных или ликвидированных юридических лиц (филиалов, представительств) не числятся”.
— А до 1997 года числились?
— Зам. министра пишет, что такую информацию предоставляют органы статистики.
— Понятно. Хотя и не совсем. Что вы запрашивали от Минфина?
— Подробную информацию о результатах коммерческой деятельности всех этих фирм с момента их образования в части налогообложения и таможенного оформления товаров народного потребления, оборудования и сырья, ввезенных на территорию Кыргызской Республики.
— Я уже волнуюсь. Неужто все налоги до тыйынчика пошли в казну республики? Тогда это чудо!
— Не волнуйтесь, не все, чудес не бывает. Первая позиция моего запроса: сколько и на какую сумму было завезено товаров на территорию КР? Вторая: сколько уплачено налогов и таможенных сборов в бюджет? Третья: пользовались ли названные фирмы налоговыми и таможенными льготами по решению правительства КР?
— И что?
— АО “Бета Кыргызстан Интернешнл” за период 1998 год — 10 месяцев 2004 года ввезло в Кыргызстан товаров на общую сумму 816,4 млн. сомов, в том числе в свободную таможенную зону на 813,1 млн. сомов.
— Но ведь товары, ввозимые таким образом, налогами не облагаются?
— Совершенно верно. Это значит, что налоги и таможенные платежи взимались, по данным Минфина, только с товаров на сумму 3,2 млн. сомов, то есть 835,6 тыс. сомов. АОЗТ “Бета Иншаат Ятырымжылык” за аналогичный период импортировало товаров на сумму 277,5 млн. сомов, из них треть завезены в таможенном режиме “свободный склад”, то есть тоже фактически бесплатно. С оставшихся двух третей товаров уплачено 38,7 млн. таможенных платежей и налогов.
— Не густо. Сколько завезли и что заплатили в казну “Робин” и “Талас”?
— С 2000 по 2003 год сельхозкооператив “Талас” ввез товаров на сумму 2,1 млн. сомов, а заплатил один миллион сомов. ОсОО “Робин” импортировало на 2,6 млн. сомов, его таможенные платежи составили 690,7 тыс. сомов. Что–то здесь не вяжется.
— Выходит, нас опять надули. “Бета”, в разных ее ипостасях, ввезла товаров на 1 миллиард 93 миллиона 900 тысяч сомов, а налогов и таможенных пошлин заплатила чуть больше 60,5 миллиона сомов. Причем данные приведены не за весь период их деятельности в КР.
— В 1999—2001 годах товары, которые ввозили в Кыргызстан АОЗТ “Бета Иншаат Ятырымжылык”, АО “Бета Кыргызстан Интернешнл”, ОсОО “Робин” были освобождены правительством от уплаты всех видов таможенных платежей и налогов.
— Встанем в третью “балетную” позицию. Что вам ответили на вопрос по льготам?
— Цитирую: “С момента осуществления экономической деятельности вышеуказанными хозяйствующими субъектами льготы по внутренним налогам не предоставлялись”. В целом все эти предприятия уплатили внутренних налогов на сумму 19,3 млн. сомов.
Если бы эти хозяйствующие субъекты заплатили со своего миллиарда хотя бы НДС, то мы могли отремонтировать на эти деньги около двухсот школ по всему Кыргызстану. Кстати, годовой бюджет всей Таласской области составляет около 170 миллионов сомов, из них 130 миллионов дотируется из республиканского бюджета. Но государство отказалось получать с этих фирм все необходимые платежи. Вот откуда у нас дыры в бюджете республики.
— Ходят упорные слухи, что обе эти “Беты…” тесно связаны с именем одной очень высокой особы. Может быть, этим и объясняется такой выгодный для них режим сотрудничества с Кыргызстаном?
— Пока соответствующие министерства и ведомства не дадут документального разъяснения по составу держателей акций названных АО и ЗАО, назвать конкретные фамилии невозможно. Но я буду добиваться, чтобы эти структуры предоставили такие данные.
Рина Приживойт.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/8768/